Роль педагога в развитии самооценки младшего школьникаСтраница 4
Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания (например, количество звуков в слове), и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например, красота написания буквы). Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками.[20;65]
Самооценка ученика должна дифференцироваться, то есть складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребёнок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.[30;42]
Ребёнок сам выбирает ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки, сам назначает критерий оценивания. Это приучает школьников к ответственности оценочных действий. Учитель не имеет права высказывать оценочные суждения по поводу черновой работы, которую ученик не предъявляет для оценки.[20;67]
Многие современные педагоги такие, как: И.А. Голосенко, А.В. Сеслер, Е.В. Чесина, делают вывод, что отметка очень быстро разрушает защитную функцию самооценки детей младшего школьного возраста, делая её более реалистичной. И что безотметочное обучение, корректирующее крайности, создает более здоровые тенденции для развития детских самооценок, чем обучение с отметками, заостряющее крайние тенденции, связанные с риском для психического здоровья детей. Отменяя отметку, на их взгляд, не отменяется само оценивание. Отметка заменяется некой развёрнутой системой оценочных взаимоотношений, сотрудничеством ребёнка и взрослого в производстве и в применении оценок. Это сотрудничество направлено на развитие у школьников способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения.[20;69]
Широкое распространение феномена оценки в образовательном процессе школы послужило причиной того, что оценивание учителем результатов учебной деятельности учащихся и самооценивание выделилось в последние годы в самостоятельное направление. Целью оценочной деятельности является контроль успеваемости учащихся и формирования у них адекватной самооценки.
Таким образом, влияние педагога на формирование самооценки школьников, несомненно. Организуя учебную работу, учитель должен соотносить достигаемые детьми результаты не только с их умственными способностями, но и с самооценкой ребёнка, его собственными представления о характере и уровне реализации своих возможностей в различных учебных ситуациях. От этих воззрений зависит большая или меньшая уверенность ученика в своих силах, осознание результата как успеха или неуспеха, отношение к допущенным ошибкам. Выбор для решения задачи в зависимости от степени её трудности и ряд других важнейших моментов учебной деятельности, в которых выражаются уже не умственные способности сами по себе, а личностный фактор, влияющий на формирование адекватной самооценки младшего школьника.
Как утверждает И.Ю. Кулагина, самооценка не является постоянной. Она меняется в зависимости от обстоятельств. В настоящее время существует множество способов повышения самооценки детей младшего школьного возраста. Подробнее пути формирования адекватной самооценки младшего школьника будут рассмотрены в следующем параграфе.
История развития и области применения факторного анализа. Краткий очерк истории развития факторного анализа.
Факторный анализ представляет собой ветвь математической статистики. Часто встречающееся ошибочное представление о факторном анализе как о психологической теории имеет свою причину: факторный анализ зародился и всегда интенсивно применялся в психологической науке. Первоначальная цель его состояла в построении математических моделей спос ...
Периодизация личностного развития в теории З. Фрейда
Влечения, составляющие мотивационное ядро личности в концепции Фрейда, являются, безусловно, врожденными, однако на протяжении жизни меняются их объекты и способы удовлетворения. В основу периодизации личностного развития Фрейд кладет изменение способа удовлетворения сексуального влечения. Каждая стадия развития личности характеризуется ...
Пути совершенствования воздействия руководителя на
процесс управления. Экономическая
и социальная эффективность деятельности организации
Эффективность производства можно определить как оптимальное использование ресурсов. Для выяснения сущности экономической эффективности, определения ее критерия и показателей необходимо различать содержание понятий « эффективность» и « эффект»:
Эффект – абсолютная величина, обозначающая результат, какого – либо процесса. Под экономичес ...