Социально-психологические особенности старшеклассников как социальной группы.
Страница 4

На отношение подростка к себе существенно влияет его положение среди сверстников. Поэтому неустойчивая конфликтная самооценка вызывает особо напряжённое ожидание успеха в общении. В общении же нет чётко выраженных критериев успеха или неуспеха, и любой факт может восприниматься различно в зависимости от отношения к нему подростка. Сомнения в успехе своего общения со сверстниками заставляют таких подростков переживать устойчивую неудовлетворённость в общении [69].

В итоге устойчивая межличностная тревожность, отражающая переживание потребности в общении, оказывается обусловленной неудовлетворением другой потребности – потребности в устойчивой, положительной самооценке [54]. Таким образом, стойкое отсутствие эмоционального благополучия в значимой сфере приводит к формированию неустойчивой самооценки и проявляется в возникновении сначала ситуативной, а затем и личной тревожности.

Чтобы тревожность не повлияла на успешность обучения, учителя и родители должны уделять тревожным подросткам особое внимание:

· необходима осторожность при постановке задач перед такими детьми;

· не рекомендуется излишнее подчёркивание значимости результатов;

· нежелательна категоричная ориентация на высокий результат;

· недопустимы сомнения в возможностях ребёнка хорошо сделать работу.

Немалую роль в преодолении повышенной тревожности имеет и то, как подросток умеет адаптироваться к окружающей его реальности. Ощущение тревоги является одной из основных проблем современного общества и выступает неотъемлемой частью процесса адаптации любого человека [52]. Большинство ученых считают, что возникновение тревоги свидетельствует о нарушении адаптации и активирует адаптивные механизмы [59].

Проблема социальной адаптации является предметом исследования во многих областях знаний, и каждая наука подходит к её изучению со своих позиций, что обуславливает многообразие представлений о сущности этого процесса. В самом общем виде под социальной адаптацией понимается взаимодействие личности или группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников [67].

Следовательно, те, кто не соответствует доминирующим в обществе нормам и ценностям, считаются плохо адаптирующимися аутсайдерами. В данную категорию нередко попадают подростки, не способные или не желающие адаптироваться к существующему стилю жизни и обычаям. Обычно такие подростки выделяются своим внешним видом и поведением, очень часто оказываются в одиночестве, не имеют близких друзей.

Адаптация путём преобразования среды заключается в модификации или изменении окружения в соответствии с потребностями подростка. Данная форма адаптации часто носит вид новаторского, девиантного поведения и сопровождается созданием новых способов разрешения проблемных ситуаций, в результате которых появляются новые ценности и осуществляются нововведения в разных областях. Данное понимание процесса адаптации наиболее близко к деятельности подростков- лидеров (как формальных, так и неформальных), которые преобразуют действительность, развивая свои идеи, в дальнейшем влияющие на жизнь всего коллектива [58. Нередко результаты такой новаторской, творческой адаптации оказываются очень полезными для всего подросткового коллектива в целом, но бывает что группа, членом которой является подросток-лидер, всячески ограничивает его активность вследствие свойственного для всех групп сопротивления новому. В этом случае активность личности ребёнка с позиции малой группы является девиантной и дезадаптивной [54].

Для подростка характерно самоустранение или уход из среды. Этот путь актуализируется тогда, когда два предыдущих типа адаптации не удалось реализовать в связи с невозможностью принять ценности окружения как свои, с одной стороны, и неспособность изменить или покорить окружающий мир – с другой. У подростка может пропасть ощущение собственной ценности либо ценности того, что его окружает. Адаптация путем ухода из ситуации часто встречается у подростков, когда они чувствуют, что не в силах принять окружающий мир, но и изменить его они тоже не могут. В данном случае ребёнок уходит в свой внутренний мир, мир фантазии. Однако личностно подросток не совершенствуется, поскольку для оптимального развития необходимо не уходить из ситуации, а стремиться к её разрешению.

У подростка уже есть все психологические предпосылки, чтобы жить своей личной жизнью: есть внутренний план действий, есть ориентировка на внутренний мир, есть способы понимания окружающего мира – тип мышления.

В этом возрасте происходит смена интересов. Подростков больше привлекает интерес к жизни сверстников, их реальная жизнь, возможные события и приключения.

Страницы: 1 2 3 4 5


Физиология пубертата
Начинается половое созревание с повышения активности центральной нервной системы, вслед за которыми интенсифицируется деятельность эндокринных желез. Возрастающее количество гормонов, вырабатываемых и выделяемых в кровь этими железами, и ведет к развитию всех признаков и проявлений полового созревания. Что вызывает деятельность половых ...

Опросник для диагностики школьной тревожности Филипса
Тест состоит из 58 вопросов. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет». При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста (не совпадение с ключом – проявление тревожности). Если несовпадение по всему тесту больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности, если больше 75% – о ...

Психолого-педагогическая работа с первоклассниками
В рамках психолого-педагогической работы с первоклассниками осуществляются следующие направления деятельности: психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление особенностей статуса школьников. Такая диагностика в течение первого года проводится два раза - на этапе поступления (зачисления) ребенка в школу и в середине пер ...