Социально-психологические особенности старшеклассников как социальной группы.
Страница 3

Неустойчивость подростка, неумение оказать сопротивление давлению со стороны взрослых зачастую ведут к «уходам» из ситуации. Поведение подростка также характеризуется детскими реакциями. При чрезмерных ожиданиях от подростка, связанных с непосильными для него нагрузками, или при уменьшении внимания со стороны близких может последовать реакция оппозиции, характеризующаяся тем, что он разными способами пытается вернуть внимание, переключить его на себя, что может быть выражено в снижении успеваемости, ухудшении дисциплины и т.д. [45]. Слабость и неудачливость в какой-либо одной области подросток стремится компенсировать успехами в другой. Причём сравнительно часто встречаются формы гиперкомпенсации, когда для самореализации выбирается область деятельности, представляющая наибольшие трудности.

Усвоение норм отношений порождает проблему нормальности, которая характерна в большей мере для подросткового возраста. Проявляется она в стремлении подростка быть таким же, как все и внешне, и в поведении. Очень часто он следует сложившимся в группе сверстников правилам и оценкам. Вот и появляются переживания подростков по поводу своей внешности или поведения: слишком худой или слишком полный, стеснительный или, наоборот чересчур общительный. Замечания окружающих о «ненормальности» вызывают бурю эмоций и, очень часто, ведут к неврозам, а иногда порождают угрозу жизни. Оценка себя подростком сроится чаще всего по внешним признакам сходства или различия с другими [10].

Все трудовые навыки старшеклассника включаются в его психологическое пространство как устойчивые элементы, организующие его. Замечено, что именно в это время современный подросток в очень быстром темпе может овладеть многими навыками, связанными с работой на машинах (компьютере, автомобиле и т.д.), работой с инструментами, то есть орудиями труда.

В современных условиях эта потенциальная способность подростков к устройству жизни реализуется в условиях, когда социальная действительность очень сложна и понятие обустроенной жизни (жизненный путь, карьера) становится неопределённым. Это порождает для подростков очень сложную проблему построения меры правильности в оценке и понимании социальных отношений, значения в их собственной жизни людей, составляющих эти отношения. А это вызывает у подростков чувство тревоги.

Поэтому повышенная тревожность является ещё одним признаком, характеризующим подростковый возраст. Тревожность – это тенденция человека испытывать постоянное беспокойство, склонность переживать различные ситуации как угрожающие. Тревожность может быть вызвана возможными или вероятными неприятностями, изменениями в привычной для него обстановке: с переходом в среднюю школу появились новые учителя (у каждого свои требования), новые предметы, повысились самостоятельность, ответственность [45]. Тревожность может стать помехой в освоении будущей профессии. Стремясь выработать у подростка в первую очередь такие качества, как добросовестность, послушание, аккуратность, учителя нередко усугубляют и без того нелёгкое положение школьника, увеличивая пресс требований, невыполнение которых влечёт для него внутреннее наказание. Без сомнения, добросовестное отношение к делу необходимо; однако учение – это особое дело школьника, в котором процесс важнее результата и слабо с ним связан. По мнению Б. Кочубей, чувство тревоги неизбежно сопровождает учебную деятельность ребёнка в любой школе. Более того, вообще никакая активная познавательная деятельность человека не может не сопровождаться тревогой. Ведь сама ситуация познания чего-то нового, неизвестного, ситуация решения задачи, когда нужно приложить усилия, чтобы непонятное стало понятным, всегда таит в себе неопределённость, противоречивость, а следовательно, и повод для тревоги [44]. Тревожность проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональном возбуждении, состоянии напряжения и т.д. Полностью снять тревогу можно, устранив все трудности познания, что невозможно, да и не нужно. Высокий уровень тревожности часто снижает эффективность учебной деятельности: затрудняется интеллектуальная активность, сужается зона внимания и гибкость стратегий действия, снижается умственная работоспособность, дезорганизуется деятельность вплоть до отказа от неё, вызывает сильное эмоциональное напряжение [45]. Обучение и развитие личности подростка наилучшим образом протекает не тогда, когда тревога близка к нулю, а когда она находится на оптимальном (необходимом в данный момент) уровне и когда ребёнок обучен адекватным способам борьбы с нею. Таким образом, невысокий уровень тревожности может оказывать действие, мобилизующее усилия подростка, и, следовательно, способствовать успешности его деятельности [52] Поэтому склонность субъекта к переживанию состояния тревоги, т.е. тревожность, рассматривается как один из основных параметров индивидуальных особенностей [58].

Страницы: 1 2 3 4 5


Релаксация
Автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз (согласно теории Г. Селье): - импульс; - стресс; - адаптация. Иными словами, если наступает стресс, то вскоре стрессовое состояние идет на убыль - человек так или иначе успокаивается. Если же адаптация нарушается (или вообще отсутствует), то возможно возникновение н ...

Джон Бродес Уотсон. Психология как наука о поведении[1]. А. Систематическое изменение личности
Возможная помощь со стороны механики. Неоднократно в нашем изложении мы противопоставляли реакции частей – реакциям индивида в целом. Чтобы осветить это полнее, полезно, может быть, обратиться к миру механики, по меньшей мере, за некоторой аналогией. Морской газовый двигатель построен из большого числа частей – таких, например, как карб ...

Проблема зрительных ощущений. Изучение проблемы зрительных ощущений в отечественной психологии.
Подходы к пониманию проблемы зрительных ощущений в отечественной психологии различны. Рассмотрим некоторые из них. Маклаков А. Г. рассмотрел данный вопрос с точки зрения психофизиологии. Раздражителем для органа зрения является свет, т. е. электромагнитные волны, имеющие длину от 390 до 800 миллимикронов (миллимикрон — миллионная доля ...