Социально-психологические особенности старшеклассников как социальной группы.
Страница 3

Неустойчивость подростка, неумение оказать сопротивление давлению со стороны взрослых зачастую ведут к «уходам» из ситуации. Поведение подростка также характеризуется детскими реакциями. При чрезмерных ожиданиях от подростка, связанных с непосильными для него нагрузками, или при уменьшении внимания со стороны близких может последовать реакция оппозиции, характеризующаяся тем, что он разными способами пытается вернуть внимание, переключить его на себя, что может быть выражено в снижении успеваемости, ухудшении дисциплины и т.д. [45]. Слабость и неудачливость в какой-либо одной области подросток стремится компенсировать успехами в другой. Причём сравнительно часто встречаются формы гиперкомпенсации, когда для самореализации выбирается область деятельности, представляющая наибольшие трудности.

Усвоение норм отношений порождает проблему нормальности, которая характерна в большей мере для подросткового возраста. Проявляется она в стремлении подростка быть таким же, как все и внешне, и в поведении. Очень часто он следует сложившимся в группе сверстников правилам и оценкам. Вот и появляются переживания подростков по поводу своей внешности или поведения: слишком худой или слишком полный, стеснительный или, наоборот чересчур общительный. Замечания окружающих о «ненормальности» вызывают бурю эмоций и, очень часто, ведут к неврозам, а иногда порождают угрозу жизни. Оценка себя подростком сроится чаще всего по внешним признакам сходства или различия с другими [10].

Все трудовые навыки старшеклассника включаются в его психологическое пространство как устойчивые элементы, организующие его. Замечено, что именно в это время современный подросток в очень быстром темпе может овладеть многими навыками, связанными с работой на машинах (компьютере, автомобиле и т.д.), работой с инструментами, то есть орудиями труда.

В современных условиях эта потенциальная способность подростков к устройству жизни реализуется в условиях, когда социальная действительность очень сложна и понятие обустроенной жизни (жизненный путь, карьера) становится неопределённым. Это порождает для подростков очень сложную проблему построения меры правильности в оценке и понимании социальных отношений, значения в их собственной жизни людей, составляющих эти отношения. А это вызывает у подростков чувство тревоги.

Поэтому повышенная тревожность является ещё одним признаком, характеризующим подростковый возраст. Тревожность – это тенденция человека испытывать постоянное беспокойство, склонность переживать различные ситуации как угрожающие. Тревожность может быть вызвана возможными или вероятными неприятностями, изменениями в привычной для него обстановке: с переходом в среднюю школу появились новые учителя (у каждого свои требования), новые предметы, повысились самостоятельность, ответственность [45]. Тревожность может стать помехой в освоении будущей профессии. Стремясь выработать у подростка в первую очередь такие качества, как добросовестность, послушание, аккуратность, учителя нередко усугубляют и без того нелёгкое положение школьника, увеличивая пресс требований, невыполнение которых влечёт для него внутреннее наказание. Без сомнения, добросовестное отношение к делу необходимо; однако учение – это особое дело школьника, в котором процесс важнее результата и слабо с ним связан. По мнению Б. Кочубей, чувство тревоги неизбежно сопровождает учебную деятельность ребёнка в любой школе. Более того, вообще никакая активная познавательная деятельность человека не может не сопровождаться тревогой. Ведь сама ситуация познания чего-то нового, неизвестного, ситуация решения задачи, когда нужно приложить усилия, чтобы непонятное стало понятным, всегда таит в себе неопределённость, противоречивость, а следовательно, и повод для тревоги [44]. Тревожность проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональном возбуждении, состоянии напряжения и т.д. Полностью снять тревогу можно, устранив все трудности познания, что невозможно, да и не нужно. Высокий уровень тревожности часто снижает эффективность учебной деятельности: затрудняется интеллектуальная активность, сужается зона внимания и гибкость стратегий действия, снижается умственная работоспособность, дезорганизуется деятельность вплоть до отказа от неё, вызывает сильное эмоциональное напряжение [45]. Обучение и развитие личности подростка наилучшим образом протекает не тогда, когда тревога близка к нулю, а когда она находится на оптимальном (необходимом в данный момент) уровне и когда ребёнок обучен адекватным способам борьбы с нею. Таким образом, невысокий уровень тревожности может оказывать действие, мобилизующее усилия подростка, и, следовательно, способствовать успешности его деятельности [52] Поэтому склонность субъекта к переживанию состояния тревоги, т.е. тревожность, рассматривается как один из основных параметров индивидуальных особенностей [58].

Страницы: 1 2 3 4 5


Особенности эмоционального развития подростков
Психологическим аспектам становления личности подростка посвящено множество работ. В этом возрасте окончательно формируется интеллектуальный аппарат, что делает возможным осмысленное конструирование своего собственного мировоззрения, индивидуальной системы ценностей и Я-концепции. Образ Я в это время нестабилен, менее позитивен по сравн ...

Отношения подростков с ровесниками
Как было сказано выше, подросток стремится открывать новые варианты отношений, поведения, отличные от таковых в семье. Подростки начинают искать себе эталон для подражания и ищут его сверстниках. По ним подросток сверяет свои ценности, он начинает сверять то, что он делает с тем, что от него ждут другие, подросток начинает думать, как п ...

Признаки одаренности
Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одаренности ребе ...