Эмпирическое исследование психологических особенностей больных с хроническими соматическими заболеваниями. Программа исследования
Цель исследования – изучение психологических особенностей больных с хроническими соматическими заболеваниями.
Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояния проблемы адаптации больных с хроническими заболеваниями.
2. Провести вторичный анализ публикаций, связанных с особенностями личности хронических соматических больных.
3. Провести диагностическое исследования личности больных с хроническими заболеваниями.
4. Разработать и апробировать комплекс мер психологического воздействия на повышение уровня адаптации больных с хроническими заболеваниями.
Объект –
больные, имеющие хронические заболевания.
Предмет –
психологические особенности хронических соматических больных.
Гипотеза исследования
– хронические соматические больные с разной степенью адаптации имеют различные личностные характеристики (такие как: особенности самосознания, мотивационно-потребностная и эмоциональная сферы личности).
Эмпирическая база исследования
В исследовании приняли участие 62 человека имеющих хроническое заболевания. Среди них 30 мужчин и 32 женщины в возрасте от 25 до 62 лет.
Методы исследования:
1. Метод беседы
Целью данного метода является установление контакта с испытуемыми и первоначальный сбор информации о них: как анамнеза, социально- демографических характеристик, диагностика эмоционального и мотивационно-потребностного компонентов личности.
Вопросы:
1. Ваш возраст?
2. Какое у Вас образование?
3. Где и кем Вы работали до обнаружения хронического заболевания?
4. Изменили ли Вы место работы? По каким причинам? Где и кем Вы работаете сейчас?
5. Вы живете один или с родственниками?
6.Раскажите о своей семье.
7. Как Вы считаете, что изменилось в Вашей жизни после обнаружения заболевания?
8. Что изменилось к худшему в Вашей жизни?
9. Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время?
10. Насколько Вы удовлетворены общением с другими людьми?
Анализ результатов, полученных с помощью беседы, проводился по блокам вопросов:
1) Социально - демографические характеристики (1-6 вопросы) полученные данные учитывались при формировании выборки.
2) Особенности эмоциональной сферы (7-8 вопросы)
3) Особенности мотивационно-потребностной сферы (9-10 вопросы).
2. Методика социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда
Для изучения степени адаптации использовалась методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда[31].
Данная методика относится к классу опросников. В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения.
Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника испытуемый должен оценить, в какой мере это высказывание может быть отнесено к нему по шести бальной шкале:
"0" -это ко мне совершенно не относится;
"2" -сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;
"3" -не решаюсь отнести это к себе;
"4" - это, похоже, на меня но нет уверенности;
"5" -это на меня, похоже;
"6" -это точно про меня;
Подчитывался интегральный показатель "адаптации", который включал в себя результаты по двум шкалам:
a) адаптивность (34 высказывания)
b) дезадаптивность (34 высказывания)
Индекс высчитывается по формуле:
На основе анализа результатов выделяется три экспериментальных группы испытуемых:
1. с высоким уровнем адаптации (группа А)
2. со средним уровнем адаптации (группа В)
3. с низким уровнем адаптации (группа С)
Деление людей на группы производилось с помощью подсчета среднего арифметического (х) и стандартного отклонения (δ)
xi - каждое наблюдаемое значение признака
n - количество наблюдений
Σ - знак суммирования
Влияние стресса на человека
Стресс негативно влияет на здоровье человека, на ощущение благополучия, на удовлетворенность жизнью. Если в изучении физиологии стресса есть определенные успехи – найдены достаточно надежные физиологические и биохимические индикаторы, детально описана динамика стрессовых изменений, то в исследовании психологических аспектов стресса белы ...
Игровая
деятельность как средство социальной адаптации у детей младшего дошкольного
возраста с нарушениями интеллекта
Игровые технологии используются в обучении с незапамятных времен. В настоящее время они широко используются лишь в сфере начального образования, средняя и высшая школа обращаются к ним очень редко. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность детей.
...
Эксперименты И.П. Павлова. Суть эксперимента
Экспериментальная работа по изучению механизмов образования условных рефлексов проводилась в лаборатории И.П. Павлова в Колтушах, вблизи Санкт-Петербурга. Для того чтобы избавиться от влияния многочисленных случайных раздражителей, мешающих выработке условного рефлекса, работу с собаками проводили в изолированных звуконепроницаемых каме ...