Методики на изучение личностных характеристик
Страница 1

Для исследования особенностей личности испытуемых экспериментальных групп применялись сведущие методики:

3.1. Методика "Личностный дифференциал" (ЛД) (адаптирована в НИИ им. В.М. Бехтерева) – используется нами для изучения самосознания.

Методика ЛД разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшееся в нашей культуре представление о структуре личности.

В ЛД отобрана 21 личностная черта.

Испытуемым предлагается оценить самих себя по отобранным чертам личности.

Отобранные черты в наибольшей степени характеризуют полюса трех классических факторов семантического дифференциала:

1. оценки;

2. силы;

3. активности.

Данные, полученные с помощью личностного дифференциала, отражают субъективные эмоционально-смысловые представления человека о самом себе.

3.2. Шкала " Самоприятия" опросника социально-психологической адаптированности (СПА)[32]

На основе анализа результатов подсчитывается интегральный показатель на основе двух факторов:

a - принятия себя

b - неприятия себя

Выделяется высокий, средний, низкий уровень само приятия на основе подсчета среднего арифметического и стандартного отклонения.

3.3. Шкала "Интегральность" опросника СПА

Интерпретация результатов проводится на основе интегрального показателя, для подсчета которого используются данные по двум шкалам:

a - внутренний контроль

b - внешний контроль

Выделяется высокий, средний, низкий уровень интегральности на основе подсчета среднего арифметического и стандартного отклонения.

3.4. Методика незаконченных предложений

Для изучения мотивационно-потребностного компонента личности применяем методику незаконченных предложений (на основе методики Дж.Нюттена)[33].

Испытуемым предлагалось закончить следующие предложения:

1. Я надеюсь …

2. В будущем моя жизнь …

3. То, к чему я стремился(стремилась) в юности…

4. Оглядываясь на свою жизнь, я думаю, что…

5. Лучший период в моей жизни…

6. Когда я узнал(а) свой диагноз…

7. Моя жизнь до заболевания…

8. Я бы хотел(а), чтобы родственники…

9. Я буду очень рад(а), если…

10. Болезнь для меня – это…

11. Я намериваюсь…

Данные предложения могут быть разделены на группы, характеризующие в той или иной степени систему отношений обследуемого к будущему, к прошлому, к периоду хронического заболевания, к болезни, к родственникам.

Для каждой группы предложений выводиться характеристика, определяющая данную систему отношений как:

- положительную;

- отрицательную;

- безразличную.

Также методика незаконченных предложений применена для исследовании эмоциональной сферы личности. Испытуемым предлагалось закончить следующие предложения:

1.Я боюсь, что…

2.Мое настроение ухудшается…

Данная группа предложений отражает особенности эмоциональной сферы, испытываемые человеком страхи и опасения.

3.5. Шкала «Принятие других» методики СПА применена для изучения мотива аффилиации.

По данной шкале подсчитывается показатель «Принятия других» по формуле:

a – принятие других

б – непринятие других

Выделяется 3 уровня данного показателя на основе подсчета среднего арифметического и стандартного отклонения:

- высокий

- средний

- низкий

3.6. Шкала «Эмоциональный комфорт» опросника К. Роджерса и Р. Даймонда использована нами для изучения эмоциональной сферы личности. Подсчитывался показатель «эмоциональный комфорт», который включал в себя результаты по двум шкалам:

Страницы: 1 2


И. Атватер Невербальное общение[59]
Наши представления о невербальном общении находят отражение во многих общепринятых фразеологических оборотах. О счастливых людях мы говорим, что они «переполнены» счастьем или «сияют» от счастья. Про людей, испытывающих страх, мы говорим, что они «замерли» или «окаменели». Гнев или злость описываются такими словами, как «лопнуть» от зло ...

Мотивация: понятие и механизм
Если спросить разных руководителей, что такое мотивация, то в их определениях, наверняка, будут такие понятия, как «желания», «потребности», «стремления», «мотивы», «цели», «задачи» или «стимулы». Все эти понятия так или иначе отражены в следующем определении мотивации. Мотивация — это внутреннее состояние человека, связанное с потребно ...

Барьеры установки
Позицию человека в общении во многом предопределяет весь его жизненный опыт. Часто, еще не начав разговор, человек бывает убежден в неправоте своего собеседника. Такой разговор конструктивным не назовешь. В основе его лежит установка, т.е. сформировавшаяся в человеке оценка, стереотип, готовность к определенному действию, отрицательные ...