Методики на изучение личностных характеристик
Страница 1

Для исследования особенностей личности испытуемых экспериментальных групп применялись сведущие методики:

3.1. Методика "Личностный дифференциал" (ЛД) (адаптирована в НИИ им. В.М. Бехтерева) – используется нами для изучения самосознания.

Методика ЛД разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшееся в нашей культуре представление о структуре личности.

В ЛД отобрана 21 личностная черта.

Испытуемым предлагается оценить самих себя по отобранным чертам личности.

Отобранные черты в наибольшей степени характеризуют полюса трех классических факторов семантического дифференциала:

1. оценки;

2. силы;

3. активности.

Данные, полученные с помощью личностного дифференциала, отражают субъективные эмоционально-смысловые представления человека о самом себе.

3.2. Шкала " Самоприятия" опросника социально-психологической адаптированности (СПА)[32]

На основе анализа результатов подсчитывается интегральный показатель на основе двух факторов:

a - принятия себя

b - неприятия себя

Выделяется высокий, средний, низкий уровень само приятия на основе подсчета среднего арифметического и стандартного отклонения.

3.3. Шкала "Интегральность" опросника СПА

Интерпретация результатов проводится на основе интегрального показателя, для подсчета которого используются данные по двум шкалам:

a - внутренний контроль

b - внешний контроль

Выделяется высокий, средний, низкий уровень интегральности на основе подсчета среднего арифметического и стандартного отклонения.

3.4. Методика незаконченных предложений

Для изучения мотивационно-потребностного компонента личности применяем методику незаконченных предложений (на основе методики Дж.Нюттена)[33].

Испытуемым предлагалось закончить следующие предложения:

1. Я надеюсь …

2. В будущем моя жизнь …

3. То, к чему я стремился(стремилась) в юности…

4. Оглядываясь на свою жизнь, я думаю, что…

5. Лучший период в моей жизни…

6. Когда я узнал(а) свой диагноз…

7. Моя жизнь до заболевания…

8. Я бы хотел(а), чтобы родственники…

9. Я буду очень рад(а), если…

10. Болезнь для меня – это…

11. Я намериваюсь…

Данные предложения могут быть разделены на группы, характеризующие в той или иной степени систему отношений обследуемого к будущему, к прошлому, к периоду хронического заболевания, к болезни, к родственникам.

Для каждой группы предложений выводиться характеристика, определяющая данную систему отношений как:

- положительную;

- отрицательную;

- безразличную.

Также методика незаконченных предложений применена для исследовании эмоциональной сферы личности. Испытуемым предлагалось закончить следующие предложения:

1.Я боюсь, что…

2.Мое настроение ухудшается…

Данная группа предложений отражает особенности эмоциональной сферы, испытываемые человеком страхи и опасения.

3.5. Шкала «Принятие других» методики СПА применена для изучения мотива аффилиации.

По данной шкале подсчитывается показатель «Принятия других» по формуле:

a – принятие других

б – непринятие других

Выделяется 3 уровня данного показателя на основе подсчета среднего арифметического и стандартного отклонения:

- высокий

- средний

- низкий

3.6. Шкала «Эмоциональный комфорт» опросника К. Роджерса и Р. Даймонда использована нами для изучения эмоциональной сферы личности. Подсчитывался показатель «эмоциональный комфорт», который включал в себя результаты по двум шкалам:

Страницы: 1 2


Методы исследования и их обоснование. При исследовании использовались следующие психодиагностические методики.
Используемые методики обладают достаточными психометрическими характеристиками по критериям валидности и надёжности. ...

Сновидения
Сновидения занимают в среднем два часа ночного сна, длящегося семь с половиной часов. Сны видят все, но многие люди не запоминают своих снов. Если спящего разбудить во время быстрого сна, он вспомнит очень яркий сон. Если его разбудить через пять минут после окончания периода быстрого сна, у него останется лишь мутное воспоминание снови ...

Применение факторного анализа на практике. Требования к организации факторного анализа.
В работе исследователя по конструированию психодиагностического теста можно выделить три основных этапа: 1) формирование “чернового” варианта теста; 2) выбор диагностической модели и определение ее параметров; 3) стандартизация и испытание построенной диагностической модели. Под диагностической моделью понимается способ компоновки ( ...