Первые дни ребенка в школе
Страница 1

1 сентября у порога в школу - ребенок-дошкольник. В тот же день, когда он выйдет из школы, он выйдет из нее школьником. Это чрезвычайное по значимости событие в жизни ребенка.

Ожидания начала школьных занятий - это и радость, и большая тревога. Чем ближе тот самый день, тем больше эмоциональная напряженность ребенка. Накануне мальчики и девочки рассматривают содержимое своих ранцев, примеряют форму, волнуются. Одни дети плохо спят - просыпаются, боясь опоздать на самый первый в жизни школьный урок, другие - спят не просыпаясь, но видят тревожные сны. Ночь с 31 августа на 1 сентября - напряженная, трудная ночь для шестилетних девочек и мальчиков.

Наступает утро 1 сентября. Мамы и папы, бабушки и дедушки провожают своих малышей в школу. Малыши с нетерпением ждут той минуты, когда можно будет войти в двери школы.

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс.

Новое положение в обществе состоит в том, что ребенок не просто переходит из детского сада в школу, но в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За результаты своего учения ребенок несет ответственность перед учителем, школой, своей семьей. Он должен учиться. Теперь он подчинен системе строгих, одинаковых для всех школьников правил.

Первоначальное вхождение ребенка в новые условия школьной жизни подготовлено психологически. Дети с радостью идут в школу, ожидая здесь новой жизни и понимая, что их положение меняется - они стали старше, они теперь не дошкольники, а школьники. Позиция школьника субъективно важна для ребенка тем, что она меняет его самооценку - он школьник. Изменение позиции поможет ребенку быстро принять требования учителя, касающиеся правил поведения в классе, распорядка дня, норм отношений с одноклассниками. Эти требования ребенок воспринимает как неизбежные. Он старается как можно скорее разобраться в правилах поведения, они глубоко интересуют его. Это первое, чем начинает овладевать шестилетний ребенок в школе.

В первые дни ребенок еще не представляет, какие предметы заполнят его учебное расписание. Даже если он не раз и не два услышит от учителя и дома о том, что он будет изучать в первом классе, ему трудно осмыслить значение этих предметов и поэтому трудно запомнить. Но он уже пришел в школу. Он весь в готовности учиться. И мы должны воспользоваться этой готовностью.

Очень многое теперь зависит от учителя.

Между учеником и учителем складывается особый тип взаимоотношений. Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию ребенка. Он - посредник знаний, в функции которого входит передача достижений культуры, опыта человечества ребенку. Кроме того, учитель является реальным носителем общественных требований к ребенку: его нравственности, чувствам, воле, ко всей его личности.

Учитель для первоклассника совсем особенный человек, он первый учитель. От того, какой этот первый учитель, зависит многое в жизни ребенка. Как будет воспринимать этого человека и его профессию ребенок? Как преподавателя учебной дисциплины или как наставника, который не только учит школьным дисциплинам, но и учит жизни, воспитывает, стремится сформировать достойную личность. У учителя начальных классов есть все шансы стать учителем в самом высоком значении этого слова - наставником с высоким авторитетом для ребенка в настоящем, остаться в его благодарной памяти и определять его будущее. Именно личность первого учителя может стать примером для подражания, образцом для поступка ребенка.

Взаимоотношения между сверстниками в школе существенно отличаются от тех, которые складывалась в группе детского сада. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка учителем его поведения и успехов в учебе. Совместное участие в обязательной деятельности в то же самое время порождает новый тип взаимоотношений, строящихся на общей ответственности. Здесь по-новому начинают развиваться способности к сотрудничеству, товарищество. Здесь обязательно возникнут отношения соревнования и появятся связанные с этим переживания и поступки. Именно в школе произойдет многое, что может пройти незамеченным для учителя, но определит психическое состояние ребенка. Бывшие лидеры из дошкольного детства могут занять низкое статусное положение в классе, бывшие не принимаемые тихони и неумехи могут стать любимыми и уважаемыми. В первые дни все дети переполнены радостью начала новой жизни. Они верят, что они хотят учиться. Они хотят признания как ученики. Они жаждут оценки их знаний.

Страницы: 1 2


Проксемика
Одним из первых пространственную структуру начал изучать американский антрополог Эдуард Т. Холл, который в начале 60-х годов ввел термин «проксемика» (proximity – «близость»). Сам Э. Холл называл проксемику «пространственной психологией». К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ...

Социально-психологический тренинг, как условие развития коммуникативной компетентности
Термин «социально- психологический тренинг» введен немецким ученым Форвергом М. Основное назначение социально- психологического тренинга, по мнению Н.Н.Богомоловой, состоит в овладении социально- психологическими знаниями в области формирования соответствующих социальных установок в активной форме, т.е. в ходе специально разработанных а ...

Сравнительный анализ и содержательное обобщение различных концептуальных взглядов с точки зрения разных периодизаций психического развития на период, к которому относится испытуемая
Ангелина Мунтян 5 лет 11 месяцев. Методика: «Классификация геометрических фигур».[8] ЦЕЛЬ: изучение процессов абстрагирования, анализа и обобщения невербальных стимулов и умение найти основание для классификации геометрических фигур и обобщающего слова для сформированных групп фигур.[9] На выполнение задания испытуемая активно согла ...