Социально-психологические критерии адаптации к
школеСтраница 4
Комплекс личностных особенностей, среди которых ведущими являются повышенная эмоциональная лабильность, неуверенность в себе, социальная робость, низкий самоконтроль, приводит к неустойчивой адаптации. Имеющиеся недостатки в развитии интеллекта в наибольшей степени затрудняют приспособление к школе. Однако организм ребенка обладает большим резервом компенсаторных возможностей: школьная мотивация, чувство долга могут в определенной степени компенсировать отсутствие опыта, а высокий интеллект - недостатки в личностной сфере. Чем более дисгармонично психическое развитие ребенка, тем сложнее происходит его приспособление к новым микросоциальным условиям.
Наибольшие трудности испытывают дети, у которых наряду с интеллектуальными дефектами обнаруживается недоразвитие мотивационно-потребностной сферы. В их поведении преобладают черты инфантилизма, который проявляется в двух формах: в виде моторной расторможенности и в виде психической тормозимости. Психотравмирующая ситуация, связанная с несостоятельностью детей с инфантильным типом личности в условиях массовой школы, определяет их уход в игру, что является своеобразной формой компенсации. Подобное поведение приводит к нарушению адаптации и обусловливает задержку психического развития. Школьная дезадаптация неблагоприятно отражается на состоянии здоровья таких детей и приводит к возникновению астенических и неврозоподобных симптомов. Анализ анамнестических данных показывает, что у этих детей отрицательные социально-биологические факторы выражены в наибольшей степени. Нередко социальные условия, в которых они живут и воспитываются, неудовлетворительны: низкий образовательный уровень родителей, внутрисемейные конфликты с неизбежностью приводят к социально-педагогической запущенности ребенка. Детям из таких семей не привиты элементарные навыки поведения, у них не сформированы познавательные мотивы и умение самостоятельно организовать свой труд. Недостаточная степень усвоения социальных норм сказывается в недоразвитии мотивации и искажении направленности личности. У детей, перенесших родовую травму или сотрясение мозга в раннем возрасте, отмечается моторно-двигательная расторможенность. Возникает своеобразный порочный круг, когда болезнь, неправильное воспитание влекут за собой психическое недоразвитие, затрудняющее ту или иную деятельность, а возникающие при этом осложнения и эмоциональный стресс предрасполагают к появлению новой болезни и дальнейшему отставанию в развитии.
Подводя итоги, следует подчеркнуть, что нарушения социально-психологической адаптации к школе у детей младшего школьного возраста играют существенную роль в развитии пограничных нервно-психических расстройств; неустойчивость по выделяемым критериям адаптации сопровождается ослаблением систем регуляции организма ребенка и появлением функциональных отклонений со стороны нервно-психической сферы, достигающих субклинического или клинического уровня. Регистрируемое при этом стойкое нарушение эмоционального состояния переходит в область нервно-психической патологии.
Психологическое понимание труда и профессии
Профессиональная деятельность - это, прежде всего, трудовая деятельность. В этой связи полезно разобраться, что может помешать реализовать себя человеку в труде. В частности, какие предрассудки могут стать препятствием для полноценной самореализации в профессии. Е.А. Климов выделил следующие основные "предрассудки" о труде и п ...
Области применения факторного анализа
Методы факторного анализа нашли применение главным образом в психологии. Причиной этому был тот факт, что факторный анализ зародился в психологии и формализм этой дисциплины тесно “… связан с психологической концепцией ментальных факторов; даже специалисту-статистику трудно заметить и установить связь между методами факторного анализа и ...
Данные личностного опросника FPI
Сравнительный анализ результатов личностного опросника FPI (Таблица 2) показывает, что статистически достоверными являются различия по шкалам «невротичности» (р<0,05 ; t=3,238), «спонтанной агрессивности» (р<0,05 ; t=2,269), «депрессивности» (р<0,05 ; t=2,618), «раздражительности» (р<0,05 ; t=2,832), «застенчивости» (р<0, ...