Материалы по психологии » Проблема адаптации учащихся при поступлении в школу » Социально-психологические критерии адаптации к школе

Социально-психологические критерии адаптации к школе
Страница 1

Социально-психологическая адаптация представляет собой особую сложную систему мероприятий, направленных на овладение новыми общественными формами деятельности, и связана прежде всего с изменением статуса индивида. В течение жизни человек много раз меняет его, попадая в определенные микросоциальные условия (школа, работа, семья и др.) и каждый раз ему необходимо вырабатывать для этих условий новые формы поведения. Влияние на организм факторов внешней среды, груз новых взаимоотношений изменяют в первую очередь состояние психической сферы человека. Это приводит к перестройке нейровисцеральных и эндокринно-метаболических связей, что нередко является патологической почвой формирующихся отклонений в нервно-психическом здоровье. Социально-психологическая адаптация не устраняет биологических и физиологических форм приспособления, а видоизменяет и опосредует их, включая в себя как регулируемый и модифицируемый ею внутренний элемент.

Теоретическими и экспериментальными исследованиями было показано, что система, обеспечивающая адаптацию, как и любая другая функциональная система, представляет собой совокупность подсистем, соединенных жесткими связями. Ю.А. Александровский предпринял попытку представить психическую адаптацию человека как взаимодействие следующих подсистем:

1. Поиск, восприятие и переработка информации - имеет ведущее значение и является основой познавательной деятельности.

2. Эмоциональное регулирование - создает личностное отношение к получаемой информации и является наиболее интегрированной формой активности.

3. Социально-психологические контакты - основываются на приобретенных знаниях и определяют социальное положение индивидуума, его личностные позиции.

4. Бодрствование и сон - обеспечивают различные уровни активности, создавая наиболее благоприятные условия для адаптации.

5. Эндокринно-гуморальная регуляция - включает различные биохимические механизмы.

Деятельность всей системы психологической адаптации обеспечивается синхронным функционированием разных отделов организма, соединенных сложными межфункциональными связями, формирование которых происходит в онтогенезе. Являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем, адаптация к новым условиям жизни обеспечивает возрастное развитие.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой из этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.

Отчетливые изменения в период поступления ребенка в школу проявляются в поведении. Положительный эффект приспособления к школе сказывается в достижении относительного соответствия поведения требованиям новой среды и обеспечивается психологической готовностью к выполнению стоящих перед ребенком задач. В данном случае речь идет о социально-психологическом аспекте адаптации, содержанием которого является выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды.

К формальным критериям адаптации детей к школе обычно относят успешность обучения и дисциплинированность. Важное значение в исследовании процесса адаптации придается анализу эмоциональных проявлений. Новые требования, подчас превосходящие возможности ребенка, изменяют состояние эмоциональной сферы, вызывая неспецифическую, стрессовую реакцию организма.

Наиболее адекватный метод изучения адаптации детей к школе - направленное наблюдение. Ю.А. Макаренко в качестве способа изучения адаптации первоклассников применил метод оценки эмоционального профиля, в основе которого также лежит наблюдение.

Однако направленность только на эмоциональную сферу ребенка не обеспечивает, надежного выявления критериев адаптации. Переход к новому уровню психического развития при поступлении в школу, когда доминирующей функцией становится мышление, предполагает целесообразным рассматривать процесс адаптации детей к школе более широко. Учебная деятельность в этом возрасте является ведущей, ее развитие обусловливает важнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка.

Социально-психологическая адаптация при поступлении в школу представляет собой процесс перестройки поведения и деятельности ребенка в новых условиях. Процесс этот многосторонний,, активный, включающий в себя формирование средств и способов поведения, направленных на овладение учебной деятельностью и эффективное взаимодействие с новой социальной средой.

Среди тех задач, которые школа ставит перед учащимися, в первую очередь выделяется необходимость усвоения ими определенной суммы знаний. Непременное условие выполнения этого требования - достаточный уровень интеллектуального развития ребенка. Несоответствие его умственных возможностей и поступающей информации создает для него самые большие трудности, что осложняет адаптацию и тормозит общее психическое развитие.

Страницы: 1 2 3 4


Исследование соотношений самооценки и уровня притязаний. Методики исследования
Целью исследования является выявление соотношения самооценки и уровня притязаний подростков Задачи: 1) Проведение диагностического исследования, направленное на раскрытие темперамента, самооценки и уровня притязаний; 2) Выявить связь самооценки и уровня притязаний подростка. Исследования проводились с 10.10.2008 по 20.12.2009 гг. ...

Гештальтпсихология.
Маслоу также серьезно изучал гештальтпсихологию. Он искренне восхищался Максом Вертхаймером, работа которого о продуктивном мышлении близка собственным исследованиям Маслоу о познании и творчестве. Для Маслоу как гештальтпсихолога существенным элементом в творческом мышлении и в решении задач является способность воспринимать целое и м ...

Организация и методы исследования. Организация эмпирического исследования
Исследование по данной теме проводилось в городе Кунгуре среди двух групп – учащихся 8‑х классов МОУ СШ №13 и МОУ лицей №1 (МОУ – муниципальное образовательное учреждение, СШ – средняя школа). Первую группу составили здоровые подростки в количестве 23 человека. Вторую – учащиеся, имеющие психосоматическую патологию (различные сома ...