Практическая часть
Страница 1

Мною было проведено исследование уровня адаптации учащихся 1 "В" класса МОУ СОШ №15 с помощью методики рисунка на тему "Школа". Детям предлагалось нарисовать свою школу, используя цветные карандаши и фломастеры. В исследовании принимали участие 25 человек. В ходе анализа рисунков учитывались количество использованных цветов и степень детальности изображения.

В результате исследования я выяснила, что 13 человек из класса имеют высокий уровень адаптации. Эти первоклассники положительно относятся к школе, у них сформирована готовность к школе и готовность к школьному обучению, они проявляют интерес к учебной работе, общительны со сверстниками, воспринимают предъявленные требования. В школу идут охотно.

Школа изображена детально, количество этажей, дверей, окон соответствует реальности. Использовано от 2 до 5 цветов. Рисунок расположен на средней линии листа. Наличие детей и учителей рядом со школой и в самой школе. Изображение ребенком самого себя, идущего в школу по дорожке или поднимающегося по лестнице. Наличие пейзажного изображения, соответствующего действительности.

Средний уровень адаптации имеют 6 человек. Они положительно относятся к школе, но недостаточно выражена учебная мотивация, готовность к обучению, к систематическому соблюдению порядка и выполнению требований взрослых. Школа изображена схематично. Использовано от 5 до 7 цветов.

Низкий уровень адаптации также у 6 человек из класса. Первоклассники отрицательно относятся к школе, настроение подавлено, испытывают страх перед учителями, не имеют друзей, в школу ходят неохотно.

Школа изображена на краю листа, ниже центра. Использовано 1-2 цвета. Размер маленький, наличие штор на окнах, отсутствие людей или заменяющих их животных. Это свидетельствует о том, что ребёнок чувствует себя тревожно, ощущает враждебность со стороны окружающих, индифферентен к школе, к учебной деятельности, к новым условиям жизни.

Результаты исследования приведены в следующей диаграмме:

Таким образом, я выяснила, что первые дни обучения в школе вызывают трудности у всех детей, но у некоторых неблагоприятные изменения со стороны различных функциональных систем организма отмечаются лишь в начальном периоде (1-я учебная четверть), затем физиологические показатели улучшаются и повышается уровень работоспособности. Высокая работоспособность школьников данной группы сочетается с высокой учебной активностью, хорошей успеваемостью. Такие дети успешно справляются с основной своей задачей - учебной деятельностью - без ущерба для здоровья. Возможны и значительные индивидуальные колебания в сроках наступления адаптации: от 3 до 16 недель.

В то же время у части школьников на протяжении всего 1-го года обучения отсутствует четкая картина в изменениях показателей. Чаще всего отмечается разнонаправленность сдвигов, следовательно, адаптация у этих детей не приобрела достаточной силы и устойчивости и их лишь весьма условно можно причислить к адаптировавшимся за это время. Период адаптации играет очень важную роль для дальнейшего успешного обучения школьника, формирования сферы его интересов, общения, самооценки и физического развития. Именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям и учителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе. По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в это время, учебную нагрузку можно сравнить с воздействием на взрослый, хорошо тренированный организм экстремальных нагрузок. Значит, не давление, а максимально бережное, щадящее и ободряющее отношение взрослых - только этим мы можем помочь ребенку.

Страницы: 1 2