Обучение и воспитание детей с нарушением
интеллекта за рубежомСтраница 2
В Германии после первой мировой войны начался новый, еще более бурный, чем в первое десятилетие XX века, рост сети вспомогательных школ. Происходило стремительное развитие организационной, педагогической и научно-исследовательской работы в области обучения и воспитания умственно отсталых детей. Характер вспомогательной школы постепенно менялся в связи с тем, что в обычной школе резко снизился уровень успеваемости учащихся, и возросло число второгодников. Состав учащихся вспомогательных школ стал расширяться за счет детей, не успевающих в обычной школе по причинам, не связанным с умственной отсталостью . Во вспомогательную школу направлялись и психопаты, а нередко и просто беспризорные. Таким образом, вспомогательная школа стала служить главным образом цели облегчения работы обычной школы. Число детей, обучающихся во вспомогательной школе, в некоторых городах доходило до 5 - 7% от общего количества школьников . Окончившие обычную восьмилетнюю школу могли продолжать обучение до 17 лет в школе высшей ступени. Это право распространялось и на окончивших вспомогательные школы. По аналогии с нормальными детьми для них были созданы вспомогательные школы высшей ступени. Это нововведение было вызвано тем, что процесс стабилизации производства после войны в Германии требовал все больше рабочих рук . Вспомогательная школа высшей ступени ставила своей целью подготовить рабочих .К 1927/28 учебному году вспомогательные школы имелись в 750 городах, в них обучалось 71 902 человека [12, с. 140].
С установлением фашистской диктатуры (1933) управление образованием было централизовано и подчинено Министерству народного просвещения и пропаганды. В начальной школе были введены отдельные классы для успевающих и неуспевающих, а срок обучения в средней школе сокращен. Идеи фашизма и традиции немецкой национальной системы специального образования оказались несовместимы.
Итак, на примере трех европейских сверх держав, имевших в начале XX века сеть образовательных учреждений для умственно отсталых детей, можно видеть, что в период 1914 - 1939 гг. государство перестает заботиться о развитии специального образования.
Как ни парадоксально это звучит, но вторая мировая война прямо и косвенно способствовала значительному прогрессу специального образования, улучшению положения лиц с нарушением умственного развития в обществе, изменению их социального статуса.
Государства объединили усилия в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества, учредив Организацию Объединенных Наций. Всеобщая Декларация прав человека ООН [12] закрепила новое миропонимание:
Гуманистические начала в отношении к лицам с отклонениями в развитии европейская культура, несмотря на ужасы второй мировой войны, сохранила. В Европе усиливаются интеграционные процессы: в 1957 г. западные страны договариваются о создании ЕЭС и, начиная с этого момента, все чаще обнаруживают единство взглядов на проблемы развития науки, культуры и образования. Единым становится и понимание западноевропейцами прав лиц с отклонениями в развитии, что отражает принятая в 1961 г. Европейская социальная хартия. Статья 15 закрепляет “право физически и умственно нетрудоспособных лиц на профессиональную подготовку, восстановление трудоспособности и социальную реабилитацию”. О дальнейшей эволюции общественного сознания свидетельствует Декларация социального прогресса и развития, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1969), заявившая о необходимости “защиты прав и обеспечения людей, страдающих физическими и умственными недостатками” [25, 65].
В этом новом социо-культурном контексте 50 - 70-х годов на волне экономического подъема, либерально-демократических преобразований огромное внимание уделяется проблемам образования детей с нарушениями интеллекта.
В эти годы в западноевропейских странах совершенствуются механизмы комплектования специальных образовательных учреждений, выявления, учета и диагностики детей с нарушением интеллекта.
Система специального образования совершенствуется и по вертикали: расширяются возрастные рамки оказания психолого-педагогической помощи, создаются дошкольные и постшкольные учреждения.
Общими тенденциями развития национальных систем специального образования для детей с нарушением интеллекта в Европе в указанный период можно считать:
- совершенствование законодательных основ специального образования;
- дифференциацию типов школ и видов специального обучения.
Для иллюстрации сказанного приведем данные по Великобритании.
В Великобритании в 1913 году был принят Закон “О дальнейших улучшениях в деле попечения о слабоумных и других умственно дефективных лицах и о некоторых поправках к Законам о душевнобольных” (устанавливается четыре категории умственной отсталости: идиотия, имбецильность, слабоумие, моральная дефективность).
В 1914 году законодательно вводится дифференциация учреждений для умственно отсталых детей:
Сравнительный анализ и содержательное обобщение различных
концептуальных взглядов с точки зрения разных периодизаций психического
развития на период, к которому относится испытуемая
Ангелина Мунтян 5 лет 11 месяцев. Методика: «Классификация геометрических фигур».[8]
ЦЕЛЬ: изучение процессов абстрагирования, анализа и обобщения невербальных стимулов и умение найти основание для классификации геометрических фигур и обобщающего слова для сформированных групп фигур.[9]
На выполнение задания испытуемая активно согла ...
Методы развития рефлексии у студентов ВУЗа. Рефлексивно-перцептивный
тренинг (РП-тренинг)
Название РП-тренинга достаточно полно отражает основную цель его проведения: освоение участниками приемов и методов более глубокого проник-новения в собственную личность, ведущее к расширению возможностей само-анализа (рефлексии) и к более адекватному познанию других людей (перцепции), преимущественно в профессиональной сфере. По мн ...
Методика исследования памяти.
Испытуемые.
Для первого эксперимента я выбрал троих испытуемых:
Номер испытуемого
пол
возраст
Профессиональная принадлежность
Семейное положение
1
Мужской
25
Военнослужащий
Женат
2
Женский
27
Косметолог
Замужем
3
Мужской
25
Инженер
Женат
Используемые методики.
Мето ...

