Материалы по психологии » Кризис среднего возраста, гендерные отношения » Эмпирическое исследование психологического состояния в период кризиса среднего возраста. Задачи и гипотеза исследования

Эмпирическое исследование психологического состояния в период кризиса среднего возраста. Задачи и гипотеза исследования
Страница 2

Анкета на выявление изменений в стиле жизни

Учитывая, что в переходные моменты образ жизни подвергается внезапным изменениям в четырех измерениях:

внутреннее ощущение себя по отношению к другим.

чувство безопасности и опасности.

восприятие нехватки времени

ощущение физического спада

нами были разработаны по 10 вопросов на каждый из этих факторов кризиса.

Респондентам было предложено ответить на эти вопросы, «да, иногда, нет». При этом ответу «да» присваивалось 2 балла, ответу «иногда» – 1 балл, ответу «нет» - 0 баллов. Таким образом, выраженность каждого фактора кризиса могла быть от 0 до 20 баллов.

Значение факторов определяется суммой ответов на следующие вопросы:

внутреннее ощущение себя по отношению к другим: 1,5,9,13,17, 21,25, 29, 33, 37

чувство безопасности и опасности: 2,6,10,14,18,22,26,30,34,38

восприятие нехватки времени: 3,7,11,15,19,23,27,31,35,39

ощущение физического спада: 4,8,12,16,20,24,28,32,26,40

Уровень от 0 до 6 - слабо выражен фактор кризиса

От 7 до 14 – средняя степень выраженности фактора кризиса

От 15 до 20 – фактор кризиса явно выражен.

Интегральный показатель уровня кризиса:

от 0 до 24 - слабо выражен фактор кризиса

От 25 до 59 – средняя степень выраженности фактора кризиса

От 60 до 80 – фактор кризиса явно выражен.

Низкий уровень кризиса означает отсутствие кризисного состояния. Ему соответствует адекватная самооценка, чувство безопасности, ощущение достаточности времени и нормальное физическое самочувствие.

Средний уровень кризиса соответствует фазам входа и выхода из кризиса. Ему соответствует несколько пониженный уровень самооценки, легкое ощущение беспокойства и неопределенной опасности, ощущение нехватки времени, физическое утомление.

Высокий уровень кризиса соответствует пику кризисного состояния. Ему соответствует неадекватная самооценка, сильное ощущение беспокойства и неопределенной опасности, ощущение цейтнота, сильное физическое утомление.

Методика Е.Б.Фанталовой «Уровень соотношения ценности и доступности»

Методика «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» предполагает выбор испытуемыми из списка из 18 понятий, каждое из которых означает одну из общечеловеческих ценностей наиболее важные для них

Список ценностей и бланки таблиц для их сравнения приведены в Приложении 2.

Сперва испытуемые сравнивают ценности по степени важности , затем - по степени доступности

Для вычисления степени внутриличностной диссоциации R используется формула R=Σ|B-Д| (максимальная степень рассогласования R=108, минимальная R=0, граница нормы R=33). Это означает, что при значениях R, превышающих число 33, можно говорить о наличии изменений личности различной степени выраженности, что является основанием для включения испытуемого в группу «риска».

Страницы: 1 2 


Особенности эмоционального развития подростков
Психологическим аспектам становления личности подростка посвящено множество работ. В этом возрасте окончательно формируется интеллектуальный аппарат, что делает возможным осмысленное конструирование своего собственного мировоззрения, индивидуальной системы ценностей и Я-концепции. Образ Я в это время нестабилен, менее позитивен по сравн ...

Воспитание ребенка раннего возраста в семье. Роль семьи в воспитании и развитии ребенка раннего возраста
Семья – особая интимная группа, социальное объединение, члены которого связаны родственными узами, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.[28] Семейное воспитание – часть общественного воспитания, уникальность которого состоит в том, что: · Семья дает «первые уроки жизни», которые закладывают основу для ру ...

А. Познаваемый Элемент в личности
Эмпирическое «я» или личность. Трудно провести черту между тем, что человек называет самим собой и своим. Наши чувства и поступки по отношению к некоторым принадлежащим нам объектам в значительной степени сходны с чувствами и поступками по отношению к нам самим. Наше доброе имя, наши дети, наши произведения могут быть нам так же дороги, ...