Эмпирическое исследование психологического
состояния в период кризиса среднего возраста. Задачи и гипотеза исследованияСтраница 2
Анкета на выявление изменений в стиле жизни
Учитывая, что в переходные моменты образ жизни подвергается внезапным изменениям в четырех измерениях:
внутреннее ощущение себя по отношению к другим.
чувство безопасности и опасности.
восприятие нехватки времени
ощущение физического спада
нами были разработаны по 10 вопросов на каждый из этих факторов кризиса.
Респондентам было предложено ответить на эти вопросы, «да, иногда, нет». При этом ответу «да» присваивалось 2 балла, ответу «иногда» – 1 балл, ответу «нет» - 0 баллов. Таким образом, выраженность каждого фактора кризиса могла быть от 0 до 20 баллов.
Значение факторов определяется суммой ответов на следующие вопросы:
внутреннее ощущение себя по отношению к другим: 1,5,9,13,17, 21,25, 29, 33, 37
чувство безопасности и опасности: 2,6,10,14,18,22,26,30,34,38
восприятие нехватки времени: 3,7,11,15,19,23,27,31,35,39
ощущение физического спада: 4,8,12,16,20,24,28,32,26,40
Уровень от 0 до 6 - слабо выражен фактор кризиса
От 7 до 14 – средняя степень выраженности фактора кризиса
От 15 до 20 – фактор кризиса явно выражен.
Интегральный показатель уровня кризиса:
от 0 до 24 - слабо выражен фактор кризиса
От 25 до 59 – средняя степень выраженности фактора кризиса
От 60 до 80 – фактор кризиса явно выражен.
Низкий уровень кризиса означает отсутствие кризисного состояния. Ему соответствует адекватная самооценка, чувство безопасности, ощущение достаточности времени и нормальное физическое самочувствие.
Средний уровень кризиса соответствует фазам входа и выхода из кризиса. Ему соответствует несколько пониженный уровень самооценки, легкое ощущение беспокойства и неопределенной опасности, ощущение нехватки времени, физическое утомление.
Высокий уровень кризиса соответствует пику кризисного состояния. Ему соответствует неадекватная самооценка, сильное ощущение беспокойства и неопределенной опасности, ощущение цейтнота, сильное физическое утомление.
Методика Е.Б.Фанталовой «Уровень соотношения ценности и доступности»
Методика «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» предполагает выбор испытуемыми из списка из 18 понятий, каждое из которых означает одну из общечеловеческих ценностей наиболее важные для них
Список ценностей и бланки таблиц для их сравнения приведены в Приложении 2.
Сперва испытуемые сравнивают ценности по степени важности , затем - по степени доступности
Для вычисления степени внутриличностной диссоциации R используется формула R=Σ|B-Д| (максимальная степень рассогласования R=108, минимальная R=0, граница нормы R=33). Это означает, что при значениях R, превышающих число 33, можно говорить о наличии изменений личности различной степени выраженности, что является основанием для включения испытуемого в группу «риска».
Показатели эксперимента
Проведя необходимые вычисления, мы получили следующий результат (см. приложение 5).
Групповые индексы группы клиентов для положительных выборов
Плотность
Сплоченность
Устойчивость
Напряженность
0,105
0,126
1,5
0,0842
Групповые индексы группы клиентов для отрицательных выборов
Плотность
Сплоченность ...
Система организации
помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии
Согласно традиции, сложившейся в нашей стране, проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, рассматриваются в большинстве случаев исключительно через призму проблем самого ребенка. Считается достаточным ограничиться методическими рекомендациями родителям по вопросам обучения и некоторыми советами, касающимися воспита ...
Поощрение и наказание как
методы педагогического воздействия на личность
Понятия поощрения и наказания воспринимаются обычно как антиподы. Между тем смысловая, семантическая гамма этих понятий чрезвычайно широка. Если, например, сравнивать коренные значения слов "поощрение" "наказание" лишь в некоторых европейских языках (русском, украинском, немецком, французском, английском), т нетрудно ...