Социально-проблемная
ситуация как метод формирования социальной адаптации у детей младшего
дошкольного возраста с нарушением интеллектаСтраница 3
Для выбора темы обсуждения лучше пользоваться ситуациями из жизни детей группы. С этой целью педагоги разрабатывают картотеки конфликтных ситуаций, свидетелями которых они были, по схеме:
Дата, возраст детей.
Место конфликта, его участники.
Суть конфликта.
Итог конфликта.
Выводы воспитателя.
На первом этапе детям предлагается инсценировка кукольного (настольного) театра, где роли участников конфликта исполняют игрушки с вымышленными именами. Детям предлагается помочь игрушкам уладить конфликт и самим разыграть примиряющие диалоги. Воспитатель дает нравственную оценку итогу разрешения проблемы.
На втором этапе воспитатель напоминает детям о проблемной ситуации, которая была в группе (не называя участников конфликта), и предлагает вспомнить, так же ли мирно она была завершена.
Следует отметить, что потребность ребенка в поддержке и оценке взрослым его действий - один из стимулов развития нравственного поведения в дошкольном детстве.
В совместной деятельности со взрослыми и сверстниками ребенок практически осваивает правила и законы общения. Для формирования ценностных представлений и выбора правильных с точки зрения нравственности решений процесс воспитания дошкольников должен быть сориентирован в первую очередь на развитие правового сознания. Наиболее эффективной формой работы для реализации этих задач, на наш взгляд, можно считать обучение детей решению нравственных дилемм.
Эта работа направлена на:
формирование внутренней позиции детей;
развитие самооценки;
обучение детей проектированию ситуации путем выявления особенностей характера героя и сравнения своего выбора с духовно-нравственными эталонами.
Детям предлагаются для обсуждения те проблемы, которые наиболее часто возникали в группе сверстников, а также между взрослыми и детьми. К обсуждаемым ситуациям предъявлялись следующие требования:
они должны были быть реальными и узнаваемыми;
простыми для понимания;
незавершенными.
Обсуждение включало два нравственно-содержательных вопроса: "Как поступит герой?", "А как поступил бы ты?". Детям предлагались на выбор два варианта ответа, и они должны были аргументировать свой выбор.
При анализе ситуации детям необходимо не просто сделать выбор того или иного действия, но и определить социальные позиции героев в данной ситуации (старший-младший, мать-ребенок, друг-враг), т.е. установить, в каких отношениях они находятся, какие нормы и правила расширяют или ограничивают их взаимодействия.
На основании такого анализа происходит выбор духовно-нравственных эталонов, в соответствии с которыми, по мнению ребенка, должно развиваться это событие.
В качестве примера рассмотрим следующую нравственную дилемму. У Саши есть младшая сестра Катя. Однажды вечером дети остались одни. Саша уложил сестру спать, а сам захотел попробовать клубничное варенье, которое стояло в холодильнике. Незаметно для себя он съел почти полбанки варенья. Зная, что мама сильно рассердится, Саша решил сказать, что варенье съела младшая сестра. Катя была так мала, что сама не умела говорить, и Саша знал, что ее за это не накажут. Правильное ли решение принял Саша? Как бы ты поступил на его месте? Как бы ему следовало поступить?
В процессе решения нравственных дилемм дети встают не только перед проблемой выбора действия, но и перед проблемой объяснения своего решения, что для ребенка является достаточно сложной задачей. Естественно, этому детей необходимо поэтапно учить.
Запоминание необходимых
дел
Данный способ заключается в создании яркого, преувеличенно-смешного образа.
Например
, человеку необходимо:
1. Позвонить своему партнеру насчет контракта, как только он войдет в офис;
2. Позвонить жене;
3. Написать письма, подтверждающие встречу во время обеда;
4. Забронировать билет на самолет;
5. Купить коробку сока, зеленый гор ...
Психологические особенности развития речи у ребёнка до 3-х лет в семье. Общее понятие о речи: понятие, виды, функции
Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве языка.
В процессе речевого общения человек обогащает свои знания не только за счёт своего узкоиндивидуального опыта, но и путём усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями. Речь устная и письменная играет решающую роль в овладении ...
Выводы
В свободное время респонденты экспериментальной группы предпочитают смотреть телевизор, слушать музыку, встречаться с друзьями. Опрошенные из контрольной группы на первое место предпочитают встречаться с друзьями, смотреть телевизор и ходить в театры.
В списке наиболее предпочитаемых кинофильмов первое место у респондентов эксперимента ...