Материалы по психологии » Формирование социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта » Социально-проблемная ситуация как метод формирования социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Социально-проблемная ситуация как метод формирования социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Страница 4

Таким образом, необходимо сформулировать задачи работы с детьми для каждого этапа обучения.

1. Развитие у детей представлений о нормах поведения, общечеловеческих и христианских ценностях: обогащать знания детей о нравственных правилах поведения людей (они даются в виде антонимов: "добро-зло", "правда-ложь", "трудолюбие-лень" и др.); создавать условия, побуждающие к объединению разрозненных сведений в общую систему представлений о духовных и общечеловеческих ценностях ("Задушевные беседы", "Напиши себе учебник"); вырабатывать на основе духовно-нравственных представлений общие для всего детского коллектива законы, традиции и правила группы, ценность и социальный смысл которых дети могут обсудить с педагогами и родителями.

2. Осуществление выбора на основании духовно-нравственных представлений: выбор единственно правильного решения (между "+" и "-");

выбор нейтрально-положительных действий с опорой на социальную роль (выбор между "+" и "+" в отношении разных героев); поиск "+" и "-" в поступках других людей; выбор действия на основе собственной позиции: Я и Я (выполнить обещание или нет?); Я и друзья (дать игрушку другу или пожадничать?); Я и родители (помочь маме или посмотреть телевизор?); Я и другие взрослые (уступить место в автобусе старушке или нет?); завершить рассказ с опорой на нравственную характеристику героя (Дима увидел, как на котенка напала большая собака. Дима был смелым мальчиком. .); выбор на основе использования духовно-нравственных эталонов (Вася опаздывал в школу, но по пути встретил Лену, которая решила не ходить в школу и позвала его с собой в кино. Вася подумал и сказал. .).

На данном этапе дети также знакомятся с различными комбинациями "+" и "-", как вариантами развития межличностных отношений. При обсуждении того или иного поступка следует обратить внимание детей на то, что оцениваются сами действия, а не герой в целом.

3. Решение духовно-нравственных дилемм на основе моделирования.

1) Использование бытовых ситуаций: выстраивание логической последовательности (что сначала, что потом?); завершение двух вариантов рассказа: "А как было бы иначе?".

2) Использование евангельских притч; соотнесение христианских и общечеловеческих ценностей.

Например, в евангельской притче "О сеятеле" рассказывается, что поле (жизнь человека) засеяно не только добрыми семенами, но и плевелами (сорняками). Вместе растут они до определенной поры, и каким будет это поле, зависит от того, какие всходы будут преобладать на нем. Следовательно, какой ты человек - хороший или плохой, зависит от тебя самого. Ты можешь сам проявить это в своих делах и другого также оценить по его поступкам.

Если ты проявляешь добрые качества, как и другой человек по отношению к тебе, то между вами будут проявляться дружеские отношения. Никогда дружеские чувства не возникнут на обмане, жестокости, зависти, а враждебность может исчезнуть при проявлении доброты, заботы и внимания с одной из сторон.

Кроме социально значимых ситуаций, для детей интересны сюжеты с героями русских сказок, которые использовались для иллюстрации выбора действия в соответствии с характером персонажа. Наряду с этим мы использовали жития святых, и дети горячо обсуждали различные ситуации из их жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Барьеры речи и языка
Барьер речи может возникать из-за погрешностей в самом канале передачи информации; это так называемое фонетическое непонимание. Прежде всего, оно возникает, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искажённый грамматический строй речи. Барьер фонетического непонимания пор ...

Об истинном благополучии, или каждому случалось быть трусом
Если понимать под качеством жизни умножение не материального, а духовно-душевного благополучия, не накопительство, а развитие способностей и углубление опыта, не построение все более непроницаемой системы внешних укреплений, а умение разбираться даже в непривычных ситуациях и справляться с ними, не достижение максимально высокого ранга ...

Эмпирическое исследование психологического состояния в период кризиса среднего возраста. Задачи и гипотеза исследования
В ходе практической работы проводился анализ психологического состояния мужчин и женщин в период кризиса среднего возраста. Целью работы было показать, что особенности их психологического состояния соответствуют кризисной ситуации, характерной для данного возраста и выявить гендерные особенности протекания кризиса. Задачи работы: На ...