Материалы по психологии » Память и внимание » Работа №3 Смысловая память

Работа №3 Смысловая память

Задача исследования: Выявление влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение словесного материала, а также прочности запоминания при образовании логических связей. Данный метод является модификацией метода. Предложенного К.Бюлером в 1907 г.

Оснащение опыта:

1) десять пар слов, между которыми легко установить смысловые связи.

2) секундомер:

Порядок исследования: Экспериментатор вначале читает каждую пару слов, а исследуемый старается установить связь между словами пары. Потом экспериментатор назначает только первое слово пары, а исследуемый должен воспроизвести второе, пользуясь установленной связью.

Инструкция исследуемому: "Я сейчас прочту Вам слова, составляющие пары (например, дождь – грязь, стол – дерево). Когда я буду читать эти пары слов, внимательно слушайте и старайтесь запомнить как можно больше пар. После небольшого перерыва я буду читать только первое слово каждой пары. Вы должны припомнить вторые слова и записать пары на листке бумаги. Все понятно? Есть вопросы?".

Удостоверившись, что инструкция понятна исследуемым, экспериментатор подает сигнал и начинает читать слова-пары с интервалом в 2 секунды. Прочитав все пары, экспериментатор дает перерыв 10 секунд, и затем, предупредив исследуемого, читает первое слово первой пары, затем второй и т.д., делая паузу 5 секунд, после каждого слова, чтобы исследуемый успел записать и названное слово, и то, которое ему следует вспомнить.

Чтобы проверить прочность запоминания, нужно в конце занятия предложить испытуемому снова записать все запомнившиеся слова так же, как и в первый раз, называя только первое слово каждой пары.

Учет и анализ результатов:

При наблюдении необходимо установить:

В чем проявляется активность исследуемого при слушании;

Нет ли каких-нибудь признаков (внешних) умственного напряжения.

При опросе следует выяснить:

Применял ли исследуемый специальные приемы, чтобы запомнить слова, если применял, то какие;

Трудно ли было составить пары слов;

Какие пары были легкими для воспроизведения, а какие сложными.

Количественные показатели получают путем подсчета чисел правильно составленных пар. Отношение этого числа к числу предъявленных пар (10) условно называется коэффициентом словесного логического запоминания.

В опытах К.Платонова наилучший результат – воспроизведение 9 пар слов, наихудший – 4.

1-й испытуемый:

Кол-во предъявленных

Пар слов

Кол-во удержанных в памяти пар

Коэффициент словесного логического запоминания

1.

10

8

0,8

Анализ результатов: По результатам исследования, можно сказать, что у испытуемого хороший уровень смысловой памяти. Исследуемый повторял шепотом называемые ему слова, а так же у него были замечены признаки умственного напряжения, такие как – потирание лба, направление глаз в одну точку.

При опросе было выяснено, что испытуемый не применял для запоминания, ни каких методов. Для составления пар слов, особого труда не требовалось, но все же трудными парами, оказались те пары, которые испытуемый не смог запомнить или ошибочно воспроизвел, а именно – час – время, и гвоздь – доска.

2-й испытуемый:

Кол-во предъявленных

Пар слов

Кол-во удержанных в памяти слов

Коэффициент словесного логического запоминания

1.

10

9

0,9

Анализ результатов: Подсчитав коэффициент словесного логического запоминания, выявлено, что у испытуемой высокий уровень смысловой памяти. Испытуемая, оглядывая комнату, пытаясь найти предметы, которые смогут вызвать ассоциацию при воспроизведении пар слов. По словам испытуемой, она никаких специальных приемов для запоминания не применяла. Хотя это было замечено исследуемым. Особой трудности, при составлении пар, не возникло. Трудными, для запоминания парами, оказались - лес – медведь, гвоздь – доска.

Сравнение испытуемых: Первый испытуемый удержал в памяти меньше пар, а испытуемая № 2 больше. Возможно, это связано с тем, что испытуемая № 2 пользовалась при запоминании методом ассоциаций, а испытуемый № 1, не воспользовался не одним методом.


Отношения подростков с ровесниками
Как было сказано выше, подросток стремится открывать новые варианты отношений, поведения, отличные от таковых в семье. Подростки начинают искать себе эталон для подражания и ищут его сверстниках. По ним подросток сверяет свои ценности, он начинает сверять то, что он делает с тем, что от него ждут другие, подросток начинает думать, как п ...

Повторные браки
Ожидание людей по поводу другого (не такого!) брака могут быть грандиозными: они порой напоминают ожидание Нирваны. Раз они избавились от ненавистного супруга, то теперь-то найдут гораздо лучшего, - и все проблемы решены. Они забывают, что естественные осложнения во взаимоотношениях по-прежнему сохраняются, что впереди их, возможно, жду ...

Результаты исследования
Оценка уровня притязаний по методике А.И. Липкиной Обратимся к результатам исследования школьников, полученных с помощью методики определения уровня притязаний. Попытаемся установить теперь, может ли одна из выборок превосходить другую по уровню притязаний Все испытуемые пронумерованы от 1 до 8 каждый класс отдельно. Оценка уровня пр ...