Возрастной кризис 13–15 лет и индивидуально-психологические особенности
подростковСтраница 3
В период отрочества необыкновенно возрастает значение групп сверстников. Подростки ищут поддержки у других, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными переменами отрочества.
Понятно, что они ищут поддержки у тех, кто испытывает тоже самое, у сверстников.
Круг родственников играет основную роль в развитии социальных навыков подростка. Характерные для них отношения равенства помогают выработке положительных реакций на различные кризисные ситуации, с которыми сталкивается подросток (Epstein, 1983; Hawkins, Berdt, 1985).
Подростки перенимают у своих друзей и сверстников виды поведения, ценимые обществом, и наиболее подходящие им роли. Социальная компетентность – основная составляющая способность подростка приобретать новых друзей и сохранять старых (Fisher, Sollie, Morrow, 1986).
Развитие социальной компетентности базируется частично на способности подростка к социальным сравнениям. Эти сравнения дают ему возможность сформировать личную идентичность, а также и оценить черты других. На основании этих оценок подростки выбирают друзей и определяют отношение к различным группам и компаниям, составляющим часть окружения сверстников. Кроме того, перед подростком встает задача анализа противоречащих друг другу ценностей сверстников и родителей.
Реакция подростков на сверстников опосредуется обычаями и традициями культуры, в которых они выросли. Эти обычаи и традиции связаны с социально-экономическим статусом, профессиональной, этнической и религиозной принадлежностью их родителей и целым рядом других факторов. Поэтому противоречие во взглядах на мир, которых придерживается семья и сверстники, просто неизбежны. Все подростки должны «перейти границу» между этими двумя мировоззрениями, чтобы определить свою собственную идентичность. Подростки, еще находящиеся в процессе самоопределения, склонны либо слишком строго разграничивать миры родителей и сверстников, либо рабски следовать строгим предписаниям группы сверстников в поведении, манере одеваться и во всем остальном, что представляется значимым в этом возрасте.
Подростки обычно испытывают сильное давление, понуждающее их соответствовать нормам или ожиданиям нескольких референтных групп. На их Я – образ влияет то, насколько хорошо они вписываются в группу или отвечают требованиям сверстников. Их система ценностей часто зависит от ценностей других людей.
Данные личностного опросника FPI
Сравнительный анализ результатов личностного опросника FPI (Таблица 2) показывает, что статистически достоверными являются различия по шкалам «невротичности» (р<0,05 ; t=3,238), «спонтанной агрессивности» (р<0,05 ; t=2,269), «депрессивности» (р<0,05 ; t=2,618), «раздражительности» (р<0,05 ; t=2,832), «застенчивости» (р<0, ...
Организация специального охранительного режима для
заикающихся
Распорядок дня заикающихся детей должен быть достаточно четким, но не жестким. Это подразумевает плавный переход от одного вида деятельности к другой, мягкое преодоление возможных негативистических установок ребенка. Ребенку должна быть оказана медицинская помощь в случае нарушения сна, наличия у него страхов, повышенной тревожности, во ...
Список ключевых понятий произведения
ВЛАСТЬ — в классических философских концепциях — особое отношение между людьми, способность осуществлять свою волю. Традиция интерпретации В. в терминах воли (субъективной или коллективной) и дихотомии "господин — раб" восходит к Платону и Аристотелю. Преодолевая доминировавшие в средневековье сакральные представления о В., Ма ...