Возрастной кризис 13–15 лет и индивидуально-психологические особенности подростков
Страница 3

В период отрочества необыкновенно возрастает значение групп сверстников. Подростки ищут поддержки у других, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными переменами отрочества.

Понятно, что они ищут поддержки у тех, кто испытывает тоже самое, у сверстников.

Круг родственников играет основную роль в развитии социальных навыков подростка. Характерные для них отношения равенства помогают выработке положительных реакций на различные кризисные ситуации, с которыми сталкивается подросток (Epstein, 1983; Hawkins, Berdt, 1985).

Подростки перенимают у своих друзей и сверстников виды поведения, ценимые обществом, и наиболее подходящие им роли. Социальная компетентность – основная составляющая способность подростка приобретать новых друзей и сохранять старых (Fisher, Sollie, Morrow, 1986).

Развитие социальной компетентности базируется частично на способности подростка к социальным сравнениям. Эти сравнения дают ему возможность сформировать личную идентичность, а также и оценить черты других. На основании этих оценок подростки выбирают друзей и определяют отношение к различным группам и компаниям, составляющим часть окружения сверстников. Кроме того, перед подростком встает задача анализа противоречащих друг другу ценностей сверстников и родителей.

Реакция подростков на сверстников опосредуется обычаями и традициями культуры, в которых они выросли. Эти обычаи и традиции связаны с социально-экономическим статусом, профессиональной, этнической и религиозной принадлежностью их родителей и целым рядом других факторов. Поэтому противоречие во взглядах на мир, которых придерживается семья и сверстники, просто неизбежны. Все подростки должны «перейти границу» между этими двумя мировоззрениями, чтобы определить свою собственную идентичность. Подростки, еще находящиеся в процессе самоопределения, склонны либо слишком строго разграничивать миры родителей и сверстников, либо рабски следовать строгим предписаниям группы сверстников в поведении, манере одеваться и во всем остальном, что представляется значимым в этом возрасте.

Подростки обычно испытывают сильное давление, понуждающее их соответствовать нормам или ожиданиям нескольких референтных групп. На их Я – образ влияет то, насколько хорошо они вписываются в группу или отвечают требованиям сверстников. Их система ценностей часто зависит от ценностей других людей.

Страницы: 1 2 3 


Исследования индивидуальности в отечественной психологии
В своей книге «Психология индивидуальных различий» Егорова М.С. делает анализ двух подходов к исследованию индивидуальности. Существуют два подхода к исследованию психологических явлений. Один из них – номотетический – ориентирован на выяснение общих закономерностей психической деятельности. Второй – идиографический – предполагает изуч ...

Уровень притязаний как характеристика личности
Термин «уровень притязаний» был введен в школе известного немецкого психолога К. Левина. Причиной появления концепта послужил один из феноменов, найденных в опытах Т. Дембо. В этих экспериментах, где для провоцирования гнева испытуемым предлагали очень сложные или просто нерешаемые задачи, обнаружилось, что если поставленная цель слишко ...

Особенности кризисов взрослых
У взрослых большинство исследователей выделяет три основных кризиса: кризис молодости, кризис «середины жизни» и кризис старости, а также ряд менее значимых критических периодов. Стадия ранней зрелости, или молодость (20—30 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность, периоду «стан ...