Выводы по теоретической части исследования

Таким образом, можно сказать, что формирование внутренней картины болезни зависит от всех сфер систем, как внутренних, так и внешних, в которых находится человек. Состоит из разных уровней и имеет причинные проявления, среди которых особое место уделяется эмоциональному уровню и его проявлениям.

При возникновении заболевания происходит изменение личности больного в целом. Болезнь характеризуется как препятствие на пути достижения прежних жизненных целей, и забота о своем здоровье в этот период является необходимым средством для продолжения привычной деятельности. При длительном лечении у больных отмечается неадекватная модель ожидаемых результатов лечения. Также происходит сужение интересов и полное погружение в болезненное состояние. Больные становятся раздражительными, конфликтными, начинают отрицательно относится к различным медицинским манипуляциям, а все окружающее начинают оценивать с точки зрения – поможет это процессу лечения или нет.

Конечно же, на степень выраженности этого поведения влияют особенности личности больного, но, тем не менее, подобные реакции можно наблюдать у большинства больных.

Изменение эмоционального уровня, безусловно, влияет на психическое развитие личности. «Первым сигналом подобной перестройки является возникновение нового по своему качеству эмоционального состояния». Ведущим становится мотив сохранения жизни. [20; с. 512].

Любая соматическая болезнь – психическая травма для человека. Подросток, как и взрослый, может осознавать тяжесть своего заболевания, тем реальнее переживается серьезность заболевания, появляется страх по этому поводу.

В условиях хронической болезни у подростков (по сравнению с младшими детьми) наблюдается готовность к ипохондрическому типу реагирования, возникают невротические расстройства, истерические и истероформные нарушения. Как правило, хронические заболевания в детском возрасте сопровождаются патологическим формированием личности [15; с. 640].

Длительное соматическое заболевание нередко становится у детей источником задержки общего и психического развития. Чаще всего стойкая астения, снижающая общий психический тонус, приводит к нарушениям эмоционально-волевой сферы [19; с. 192].

Для наступившего заболевания, не сопровождающегося стойкой, порой многолетней астенией, справедливо мнение Л.С. Выготского о том, что любой дефект есть всегда и источник силы. Одновременно с дефектом даны «психологические тенденции противоположного направления, даны компенсаторные возможности для преодоления дефекта… именно они выступают на первый план в развитии ребенка и должны быть включены в воспитательный процесс, как его движущая сила» [18; с. 157].