ЗаключениеСтраница 1
В ходе выполнения дипломной работы были решены все задачи. Решение первой задачи позволило сделать выводы на основе анализа литературы по проблеме развития коммуникативной компетентности студентов психологов с помощью тренинга.
Обобщив имеющиеся научные разработки по проблеме коммуникативной компетентности, можно сделать вывод, что коммуникативной компетентность - это система психологических знаний о себе и о других, умений, навыков в общении, стратегий поведения в социальных ситуациях, позволяющая строить эффективное общение в соответствии с целями и условиями профессионального и межличностного взаимодействия.
Коммуникативная компетентность является одним из фундаментальных качеств в работе психологов, коммуникативные знания, умения, навыки, обеспечивают эффективное протекание коммуникативного процесса в профессиональной деятельности психологов.
Развитие коммуникативной компетентности предполагает на первом этапе формирование определенного уровня социально - перцептивных умений. Наилучший обучающий эффект, по мнению психологов, дают группы социально- психологического тренинга.
Вторая, третья четвертая задачи предполагали проведение экспериментального исследования. В рамках решения этих задачи была проведена диагностика коммуникативной компетентности студентов психологов, определен уровень развития коммуникативной компетентности, разработан и проведен социально-психологический тренинг по формированию коммуникативных умений, после чего было проведено повторное исследование коммуникативной компетентности.
С целью решения пятой задачи были проанализированы результаты влияния тренинга на развитие коммуникативной компетентности студентов-психологов. Сравнение изменений в контрольной группе, где не проводился тренинг и в экспериментальной группе, со студентами которой был проведен тренинг коммуникативных умений, позволяет сделать вывод о положительном влиянии тренинга на развитие коммуникативной компетентности. Студенты стали более компетентными в общении, более независимыми в суждениях, менее агрессивными, более эмоционально стабильными, стали чаще брать инициативу в общении на себя, по отношению к собеседнику стали более внимательными и логичными в своих выводах. Выводы, сделанные на основании данных экспериментального исследования позволяют утверждать, что разработанный и проведенный тренинг имел положительное значение для развития изучаемых сторон коммуникативной компетентности студентов-психологов, что полностью подтверждает гипотезу.
Таким образом, задачи исследования решены полностью, цель достигнута, гипотеза исследования подтвердилась.
Приложение 1
"Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей" (КОС).
Б.А. Федоришин. Опросник КОС применяется в профориентации для определения того, насколько склонен оптант к сферам деятельности, связанным с управлением деятельностью других людей и с коммуникациями.
Результаты опросника КОС позволяют говорить не об уровне профессиональной пригодности, а скорее, о потенциале оптанта в сфере управления и коммуникаций. Назначение методики: Методика разработана для диагностики потенциальных возможностей людей в развитии их коммуникативных и организаторских способностей. Она базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях (которые знакомы испытуемому по его личному опыту). Ответы испытуемого строятся на основе самоанализа опыта своего поведения в той или иной ситуации.
Организаторские способности — в их структуре не трудно выделить умение влиять на людей для успешного разрешения ими определенных задач и достижения конкретных целей, умение оперативно разобраться в "ситуативном" взаимодействии людей и направить его в нужное русло, стремление к проявлению инициативы, к выполнению общественной работы.
Коммуникативные способности личности характеризуются умением легко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремлением к расширению сферы общения, к участию в общественных или групповых мероприятиях, удовлетворяющих потребность людей в широком, интенсивном общении.
Факторный личностный опросник Р. Кеттелла. (16
ФЛО – 105, форма C)
Это одна из наиболее известных методик, созданная в рамках объективного подхода к исследованию личности. Опросник представляет собой систему из 16 шкал, измеряющих различные полярные свойства личности.
16‑факторный опросник был создан Р. Кеттеллом для диагностики взрослых в самых различных ситуациях. Опросник 16 РF предназначен, ...
Особенности коммуникативной компетентности психолога и необходимость ее
развития в период обучения в ВУЗе. Коммуникативная
компетентность психолога, как основополагающая характеристика профессиональ
В профессиях социономического типа профессиональная особенно важен высокий уровень коммуникативной компетентности, т. к. коммуникация выступает одним из главных средств профессиональной деятельности, без которого не могут быть решены ее задачи. В связи с этим Аврамцев В.В. выделяет признаки, отличающие профессиональную коммуникацию от б ...
А.Н. Леонтьев о трансформации деятельности
· деятельность может утратить свой мотив и превратиться в действие, а действие, при изменении его цели, может превратиться в операцию. В данном случае говорят об укрупнении единиц деятельности
. Например, при обучении управлению автомобилем первоначально каждая операция (например, переключение передач) формируется как действие, подчинен ...

