Материалы по психологии » Возможности иностранного языка для формирования понятий у детей » Методическая разработка занятий по английскому языку в подготовительной группе детского сада. Формирование понятий на занятиях по английскому языку

Методическая разработка занятий по английскому языку в подготовительной группе детского сада. Формирование понятий на занятиях по английскому языку
Страница 1

В настоящее время можно считать доказанным, что за кажущейся легкостью овладения языком маленькими детьми даже в естественной среде стоят сложные процессы, построенные не на имитации, а на обобщении, хотя и внутренне неосознанном. Установлено также, что ребенок овладевает вторым языком легче, чем взрослый, только при условии, если он овладевает им в условиях жизненно важного общения, источником которого для данного возраста является обучающая игра. Интерес к возможности реального включения в новую игру обеспечивает истинную внутреннюю мотивацию изучения языка детьми.

О взаимосвязи изучения иностранного языка и развития абстрактного мышления нагляднее всего говорят эксперименты с детьми-билингвами. Дети, изучавшие до 5 лет иностранный язык, показали лучшие результаты по математике, оригинальности рисунков, развитию речи, лепке по сравнению с детьми того же возраста, не изучавшими иностранный язык.

Эксперименты показывают, что иностранный язык оказывает влияние на формирование понятий у детей раннего возраста, а поскольку понятие является формой абстрактного мышления, то правомерно обозначить связь: изучение иностранного языка = развитие абстрактного мышления.

Ребенок, изучающий два языка, имеет возможность анализировать явление, предмет с двух точек отсчета:

Родной язык ------- явление --------- иностранный язык

и формирует понятия, получая и сравнивая информацию на двух языках.

Таким образом, изучение иностранного языка ставит перед ребенком вопросы, которые помогают осмыслить картину мира, лучше понять явления природы. Мир в глазах ребенка предстает шире и красочнее благодаря анализу явлений с двух точек отсчета (родного и иностранного языков). То, что дети-билингвы показали лучшие результаты по математике (понятия о количественных отношениях, распознавание геометрических фигур) говорит о возможности становления абстрактного мышления в раннем детстве. То, что дети не путают два языка, свидетельствует об их способности к анализу и сравнению, т.е. умственным процессам, относящимся к абстрактному мышлению.

Эти выводы правомерно отнести и к детям, начавшим изучать иностранный язык в более старшем (5-ти летнем) возрасте, когда система родного языка ребенком уже достаточно хорошо освоена, а к новому языку он относится сознательно. Изучение иностранного языка оказывается важным для развития языковых, познавательных, мыслительных, коммуникативных способностей ребенка.

Практическая часть нашего дипломного исследования проводилась с сентября 2003 г. по апрель 2004 г. в старшей группе ДОУ№ 485 г. Новосибирска.

Нами была выдвинута следующая гипотеза: английский язык является дополнительным средством формирования понятий у детей старшего дошкольного возраста.

Для ее подтверждения было проведено экспериментальное исследование, включающее в себя следующие этапы:

1 этап – констатирующий эксперимент – сентябрь 2003 г.

2 этап – формирующий эксперимент – октябрь 2003 г. – март 2004 г.

3 этап – контрольный эксперимент – март 2004 г.

Констатирующий эксперимент

Цель: определение исходного уровня развития детей.

Задачи:

выбор контрольной и экспериментальной групп (по 10 человек);

определение критериев для анализа;

проведение диагностического исследования;

анализ полученных результатов.

Критерии, выбранные нами для анализа:

1.Уровень обобщения – нулевой, конкретный, функциональный, категориальный уровни определялись с помощью методики «Исключение предметов» (4-й лишний) для дошкольников. Выполнение методики предполагает активизацию таких мыслительных процессов, как анализ, сравнение, обобщение.

Методика «Исключение лишнего предмета» (4-й лишний).

Цель: исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5


Поза
Поза – это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации ...

Экспериментальное исследование и анализ полученных результатов. Цель, задачи, гипотеза и методики исследования
Каждый этап развития личности связан с решением определенных задач. Наибольшие сложности вызывает описание становления и разворачивания творческого потенциала подростка, так как этот возраст характеризуется разнородностью и неоднозначностью протекающих процессов. Приоритетными направлениями развития является становление самосознания, ра ...

Виды, уровни, функции межличностного общения
Характер цели и, как следствие, возникающая между партнерами психологическая дистанция позволяют выделить различные уровни общения. Среди них: • ритуальный, или социально-ролевой уровень; целью общения на этом уровне является выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальной среды. Общение при этом носит, как п ...