Методическая разработка занятий по английскому языку в подготовительной
группе детского сада. Формирование понятий на занятиях по
английскому языкуСтраница 1
В настоящее время можно считать доказанным, что за кажущейся легкостью овладения языком маленькими детьми даже в естественной среде стоят сложные процессы, построенные не на имитации, а на обобщении, хотя и внутренне неосознанном. Установлено также, что ребенок овладевает вторым языком легче, чем взрослый, только при условии, если он овладевает им в условиях жизненно важного общения, источником которого для данного возраста является обучающая игра. Интерес к возможности реального включения в новую игру обеспечивает истинную внутреннюю мотивацию изучения языка детьми.
О взаимосвязи изучения иностранного языка и развития абстрактного мышления нагляднее всего говорят эксперименты с детьми-билингвами. Дети, изучавшие до 5 лет иностранный язык, показали лучшие результаты по математике, оригинальности рисунков, развитию речи, лепке по сравнению с детьми того же возраста, не изучавшими иностранный язык.
Эксперименты показывают, что иностранный язык оказывает влияние на формирование понятий у детей раннего возраста, а поскольку понятие является формой абстрактного мышления, то правомерно обозначить связь: изучение иностранного языка = развитие абстрактного мышления.
Ребенок, изучающий два языка, имеет возможность анализировать явление, предмет с двух точек отсчета:
Родной язык ------- явление --------- иностранный язык
и формирует понятия, получая и сравнивая информацию на двух языках.
Таким образом, изучение иностранного языка ставит перед ребенком вопросы, которые помогают осмыслить картину мира, лучше понять явления природы. Мир в глазах ребенка предстает шире и красочнее благодаря анализу явлений с двух точек отсчета (родного и иностранного языков). То, что дети-билингвы показали лучшие результаты по математике (понятия о количественных отношениях, распознавание геометрических фигур) говорит о возможности становления абстрактного мышления в раннем детстве. То, что дети не путают два языка, свидетельствует об их способности к анализу и сравнению, т.е. умственным процессам, относящимся к абстрактному мышлению.
Эти выводы правомерно отнести и к детям, начавшим изучать иностранный язык в более старшем (5-ти летнем) возрасте, когда система родного языка ребенком уже достаточно хорошо освоена, а к новому языку он относится сознательно. Изучение иностранного языка оказывается важным для развития языковых, познавательных, мыслительных, коммуникативных способностей ребенка.
Практическая часть нашего дипломного исследования проводилась с сентября 2003 г. по апрель 2004 г. в старшей группе ДОУ№ 485 г. Новосибирска.
Нами была выдвинута следующая гипотеза: английский язык является дополнительным средством формирования понятий у детей старшего дошкольного возраста.
Для ее подтверждения было проведено экспериментальное исследование, включающее в себя следующие этапы:
1 этап – констатирующий эксперимент – сентябрь 2003 г.
2 этап – формирующий эксперимент – октябрь 2003 г. – март 2004 г.
3 этап – контрольный эксперимент – март 2004 г.
Констатирующий эксперимент
Цель: определение исходного уровня развития детей.
Задачи:
выбор контрольной и экспериментальной групп (по 10 человек);
определение критериев для анализа;
проведение диагностического исследования;
анализ полученных результатов.
Критерии, выбранные нами для анализа:
1.Уровень обобщения – нулевой, конкретный, функциональный, категориальный уровни определялись с помощью методики «Исключение предметов» (4-й лишний) для дошкольников. Выполнение методики предполагает активизацию таких мыслительных процессов, как анализ, сравнение, обобщение.
Методика «Исключение лишнего предмета» (4-й лишний).
Цель: исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.
А.Н. Леонтьев о сущности и структуре сознания
· сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния;
· первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же остается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознания с ...
Эмоции. Интеллект.Самость.
Маслоу подчеркивает важность позитивных эмоций для самоактуализации. Он полагает необходимым исследовать такие состояния, как счастье, невозмутимость, радость, смех, игры и пр. Он полагает, что отрицательные эмоции, напряжения и конфликты истощают энергию и препятствуют эффективному функционированию.
Маслоу подчеркивает необходимость ...
Виды одарённости
Безусловно, единство мнений всех авторов, рассматривающих проблему одарённости, можно отметить лишь включения в критерии одарённости «развитие интеллекта выше среднего». Во многом понимание интеллекта основывается на концепции Ж.Пиаже - это воспроизведение раннее усвоенного опыта с формированием на основе субъектно-ориентированной актив ...