Экспериментальное изучение характеристик рефлексии в учебной деятельности студентов
ВУЗа. Задачи, методики и результаты экспериментаСтраница 5
Далее нами рассматривался вопрос о самостоятельности статуса не только интеллекта, обучаемости, креативности, но и рефлексивности как общих способностей. В связи с этим была проведена повторная процедура факторного анализа,
которому подвергались 13 переменных, вошедших с наибольшей нагрузкой в первый фактор. Использовался метод «главных компонентов», позволяющий судить о «самостоятельности» каждой исследуемой переменной и о ее «базовости» как «главного компонента» для структуры психики. Результаты факторизации представлены в таблице 4.
Рис. 1. Структурограмма корреляционных взаимосвязей переменных, входящих в первый фактор. Связи значимы при α = 0,01
Рис. 2. Структурограмма корреляционных взаимосвязей переменных, входящих в первый фактор. Связи значимы при α = 0,05[1]
Таблица 4
Результаты факторизации по методу «главных компонентов»
|
Переменная |
Фактор 1 |
Фактор 2 |
Фактор 3 |
Фактор 4 |
|
Интеллект |
.56 |
.38 |
.21 |
.07 |
|
Воображение |
-.02 |
.81 |
.04 |
-.07 |
|
Проницательность |
.27 |
.64 |
-.05 |
.16 |
|
Общая осведомленность |
.11 |
.58 |
.45 |
-.07 |
|
Исключение лишнего |
-.30 |
-.29 |
-.16 |
.69 |
|
Поиск аналогий |
.74 |
-.14 |
.20 |
.00 |
|
Определение общего |
.22 |
.01 |
.43 |
-.27 |
|
Геометрическое сложение |
.19 |
.27 |
.05 |
70 |
|
Актуализация |
.45 |
.35 |
.59 |
-.01 |
|
Креативность |
.17 |
.43 |
.53 |
.12 |
|
Рефлексивность |
.06 |
-.04 |
.84 |
.03 |
|
Общая обучаемость |
.81 |
.25 |
.08 |
-.08 |
Экспериментальная часть. Экспериментальное изучение памяти. Цели, гипотезы
и задачи исследования основных познавательных процессов (память)
Основная цель моего первого эксперимента выявить преобладающий тип памяти у испытуемых. Как известно каждый человек обладает слуховой, зрительной, двигательной памятью.
Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет ...
Рефлексивность как характеристика общих способностей
Анализ проблемы рефлексии, проведенный в предыдущей главе, свидетельствует об очень большом разнообразии подходов к ее разработке, о принципиальной множественности способов ее изучения. Причем сами подходы, способы и стратегии изучения различаются между собой весьма существенно, а нередко связь таких общепсихологических, предельно шир ...
Основные теории изучение ощущений
Ощущение – отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т. д. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью
Ощущение - простейшее из всех ...

