Материалы по психологии » Психолого-педагогическая помощь семьям, имеющих детей с нарушениями в развитии » Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии, роль семьи в ее реализации

Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии, роль семьи в ее реализации
Страница 3

Концепция лекотек предполагала использование игры и игрушек для приобретения опыта семейно-соседских отношений, общения, налаживания социальных контактов семей, имеющих детей с особыми потребностями. Помещения лекотек использовались для встреч родителей объединенных общими проблемами с профессионалами для обсуждения возможности взаимопомощи и разработки программ развития детей. Ведущий специалист лекотеки, которым обычно бывает педагог в области специального образования, организует комплексную диагноз тику с целью определения уровня развития ребенка, вместе с "командой" сотрудников разрабатывает индивидуальную программу его развития и координирует работу всех специалистов в процессе ее реализации. Он также занимается вопросами включения детей с особыми потребностями в систему дошкольного образования, организует обучение и консультирование работников детских садов в области специальной педагогики и психологии.

Большая часть лекотек в европейских странах интегрирована в крупные абилитационные центры, которые обеспечивают комплексное (медико-социально-психолого-педагогическое) обслуживание семей и детей с отклонениями в развитии. Специфической особенностью лекотек является равноправное сотрудничество профессионалов и родителей.

Опыт лекотек с убедительностью свидетельствует о том, что оптимальной ситуацией для полноценного развития ребенка является его пребывание в семье при условии, что родители активно включаются в абилитационный процесс, организуемый специалистами, в компетенцию которых, входит не только стимуляция развития ребенка в ходе специальных игр и занятий, отслеживание динамики его развития, но и целенаправленное обучение родителей способам специфического взаимодействия - с ребенком в повседневной жизни семьи. В процессе регулярных встреч в неформальной обстановке лекотек специалисты через различные формы обучения детей и родителей фиксируют значимые параметры развития ребенка, помогают создать в условиях семьи специальную развивающую среду, в случае необходимости связывают родителей с соответствующими медицинскими, образовательными учреждениями, а также корректируют систему семейных взаимоотношений. Подобный вид деятельности является инновационным для отечественной практики образования и предполагает иной тип организации коррекционно-педагогического процесса основанный на привлечении параспециалистов в лице родителей.

Основными критериями эффективной деятельности лекотек являются следующие:

рост востребованности услуг со стороны родителей; педагогов, детей;

увеличение перечня проблем, в отношении которых может оказываться квалифицированная помощь;

качественный рост показателей развития ребенка, независимо от степени ограничений жизнедеятельности;

нормализация внутрисемейных отношений;

расширение социальных контактов семьи

качественный рост компетентности родителей, педагогов и других специалистов в области решения проблем раннего детства.

Становление в нашей стране системмы ранней комплексной помощи является сегодня одним из приоритетов развития системы специального образования. Инновационный подход к формированию новой модели комплексной поддержки ребенка с отклонениями в развитии в условиях семьи предполагает активное (субъект-субъектное) взаимодействие всех ее участников (специалистов, членов семьи, самого ребенка) в абилитационном процессе.

В России имеется ряд методических разработок отечественных ученых (Е. МаМастюкова, Е.А. Стребелева, Н.Н. Печора,, Э.Л. Фрухт и др.), представляющих систему ранней диагностики и, психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. Эти разработки являются основой для практического применения в ПМС-центрах, ПМП-консультациях и службах. Теоретическую базу для этих программ составляют основополагающие работы Л.С. Выготского о значимости практической деятельности для активации мыслительных процессов. Положения его теории о "зоне актуального развития и о профилактике вторичных дефектов, "социального вывика" оказывают сегодня значительное влияние на современные исследования в той области специального образования, которая затрагивает раннюю диагностику и стимуляцию развития младенцев, и детей раннего возраста из групп медицинского, генетического и социального риска, а также имеющих врожденные дефекты развития. Эти теоретические положения лежат в основе создания методического обеспечения для работы с такими детьми.: Однако их применение ограничено отсутствием государственной целостной системы выявления, учета, ранней диагностики и комплексной ранней помощи. В некоторых научных учреждениях Москвы и Санкт-Петербурга ведутся исследования, посвященные этой актуальной проблеме. Несколько групп специалистов в этих городах ведут работу на уровне локальных экспериментов с категорией детей раннего возраста из различных групп риска, пытаясь трансформировать западный опыт организации системы "раннего вмешательства".

Страницы: 1 2 3 4


Лабораторный эксперимент
Лабораторный эксперимент – особый тип экспериментального метода – предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется обычно при изучении элементарных психичес ...

Половое развитие мальчиков
Половое созревание мальчиков происходит в течение довольно продолжительного периода – в течение 5-7 лет. Процесс разделяют на 5 стадий: · Первая стадия - препубертатный период (6-10 лет). В это время происходит препубертатное увеличение яичек. [7] · Вторая стадия – период повышенной активности гипофиза (10 -13 лет) Выделяются гормоны, ...

Работа № 6. Исследование процессов ретро- и проактивного торможения следов памяти
Задача исследования: Исследование некоторых закономерностей ретро- и проактивного торможения в зависимости от степени сходства заучиваемых смежно материалов. Иллюстрация роли осмысленности материала, её влияние на время выучивания. Ход выполнение задания. Работа выполняется отдельно с каждым испытуемым. Материал, подлежащий заучивани ...