Материалы по психологии » Психолого-педагогическая помощь семьям, имеющих детей с нарушениями в развитии » Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии, роль семьи в ее реализации

Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии, роль семьи в ее реализации
Страница 4

В частности, в Санкт-Петербурге разработана и апробируется региональная модель ранней помощи: междисциплинарная семейно-центрированная программа ранней помощи в дошкольном учреждении системы образования (Р.Ж. Мухамедрахимов, 1999). Эта. Программа предполагает следующие этапы обслуживания ребенка и семьи:

1. Первичное обращение в программу по направлениям из учреждений города или самостоятельно.

2. Включение семьи в число потенциальных клиентов и первый контакт.

Составление анамнеза и социального паспорта семьи, определение сроков проведения первого этапа диагностики уровня взаимодействия матери и ребенка .

Определение качества отношений и характеристик взаимодействия, заполнение опросника потребностей семьи.

Междисциплинарная оценка "командой" специалистов программы особых потребностей ребенка и его семьи.

Определение направлений и стратегии "раннего вмешательства", обсуждение длительности программы для конкретной семьи и ребенка (однократная, кратковременная, долговременная), назначение сотрудника, ответственного за ведение данной семьи и ребенка в рамках индивидуальной программы.

7. Осуществление преемственности с другими городскими образовательными программами (перевод в дошкольную группу, соответствующую возможностям данного ребенка, и т.п.).

В качестве еще одной успешно действующей в Санкт-Петербурге программы ранней помощи можно назвать деятельность негосударственного образовательного учреждения повышения квалификации - Санкт-Петербургского института раннего вмешательства (Е.В. Кожевникова). В рамках программ этого учреждения осуществляются проекты в области консультирования и сопровождения детей с врожденными дефектами развития, и детей из групп риска, а также их семей. Реализуются проекты, направленные на повышение квалификации специалистов и компетенции родителей. В частности, на базе Института раннего вмешательства с 1992 г. в рамках сотрудничества с отечественными и западными партнерами осуществляется проект "Развитие физической терапии в России" по разработке стандарта новой специальности "физическая терапия". - I а Весомый вклад в формирование отечественного опыта разработки системы ранней помощи вносит Институт коррекционной педагогики РАО (Н.Н. Малофеев). Важнейшим направлением научных исследований института является поиск оптимальных путей реформирования системы специального образования; ее реструктуризации за Счет достраивания, отсутствующего ныне структурного элемента - системы раннего выявления и ранней комплексной помощи. Проведенные в институте исследования убедительно показывают, что удовлетворение особых образовательных потребностей в раннем возрасте способно обеспечить максимальную реализацию потенциала развития особого ребенка. Получены данные, доказывающие, что ранняя комплексная помощь открывает для значительной части детей возможность: включения - в общий образовательный поток (интегрированное обучение); что исключает необходимость дорогостоящего специального школьного образования. .

В Москве апробация различных моделей ранней помощи внедряется через развитие системы медико-психолого-педпогического патронажа и осуществляется на базе нескольких действующих не психолого-медико-социальных центров, психолого-медико-педагогических консультаций, в некоторых учреждениях здравоохранения и в негосударственных организациях и службах.

Страницы: 1 2 3 4 


Социальные отношения
По Маслоу, любовь и уважение - фундаментальные потребности, существенные для каждого и предшествующие самоактуализации в иерархии потребностей. Маслоу часто с сожалением отмечает, что большинство учебников психологии даже не упоминает слово "любовь", как будто психологи считают любовь чем-то нереальным, что должно быть сведен ...

Роль понятий в развитии личности ребенка дошкольного возраста
На третьем году жизни в умственном развитии ребёнка происходит важный сдвиг, имеющий огромное значение для последующего овладения более сложными формами мышления и новыми видами деятельности, начинает формироваться знаковая (или символическая) функция сознания. Знаковая функция состоит в возможности использовать один объект в качестве з ...

Представления о предмете психологии очень расплывчаты. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения людей, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку (например, "тен
Развитие психологии поставило вопрос о факторах, определяющих сознание, в рамках которых происходит осознание. В XVII веке этот вопрос ставился как проблема выделения "алфавита человеческих мыслей", у И.Канта появились "априорные категории разума", такие как время, пространство, причина, субстанция, выйти за рамки ко ...