Развитие речи у ребёнка до трёх лет в семье
Страница 2

9. С удовольствием смеётся;

10. Хорошо слышит и различает много звуков;

11. Демонстрирует искреннюю любовь к вам;

12. Вкладывает кубик в коробку по вашей просьбе;

13. Активно рисует карандашом или мелком каракули [2].

До полутора лет развитие собственной речи малыша происходит довольно медленно. В этот период он усваивает от 30 – 40 до 100 слов и употребляет их редко[5].

К полутора годам малыш обычно произносит все гласные звуки (хотя и не всегда чётко), ему доступны многие согласные звуки (м, п, б, к, г, т, д, н, в, ф, х), а также звук й. Многие из согласных звуков произносятся смягчённо (дяй вместо дай). Отчётливость произнесения звуков во многом зависит от их места в слове. Так, если слово состоит из двух открытых слогов (после согласного идёт гласный: мама, Вова, Катя), то малыш произносит его правильно. Если же слово состоит из трёх и более слогов (вместо машина - паина, вместо велосипед – апипед). Пропускается звук и в том случае, когда два согласных стоят рядом (второй произносится как тоой, дверь – как вей).

После полутора лет происходит резкий перелом. Вместе с требованием ребёнка называть предметы можно отметить его попытки произносить слова, которые эти предметы обозначают. К концу второго года ребёнок употребляет до 300, а концу третьего года – до 1200 – 1500 слов [14].

Откуда берутся «автономные» слова?

Во-первых, сами взрослые специально придумывают их для детей. Из поколения в поколение передаются такие слова, как ам-ам, или ням-ням, тпру, нака, бяка… Взрослые считают, что они более доступны детям.

Во-вторых, ребёнок искажает в своей речи настоящие слова, произносимые взрослыми. Малыш ещё недостаточно хорошо слышит слово, и у него ещё не сложился в надлежащей мере аппарат произношения. Произнося слово, он невольно меняет его звуковую форму. Молоко он произносит как «моко», голова – как «гова»… Обычно «страдает» середина слова. Ребёнок воспроизводит ударный и первый слоги.

И, наконец, малыш сам придумывает «автономные» слова, часто шутя и играя.

Если взрослые требуют от ребёнка чёткого произнесения слов, поправляют их, то «автономная» речь быстро исчезает. Но бывает, что окружающие умиляются «своеобразию» словотворчества ребёнка и даже подражают ему. Тогда становление правильной речи идёт с задержками [13].

Главное событие в развитии речи в этот период (к концу второго года) заключается не в количественном росте словаря, а в том, что слова, которые ребёнок использует в своих предложениях, приобретают соответствующую грамматическую форму: «девочка села», «девочка сидит», «лопатку баба дела (сделала)».

С этого времени и начинается один из важнейших этапов овладения родным языком – овладения его грамматической структурой. Усвоение грамматики происходит интенсивно, и основные грамматические закономерности ребёнок усваивает примерно к трём годам. К этому времени он употребляет все падежные формы (без предлогов и с предлогами – « на волка похож», «под землю спрятался» и т. п.), формы глаголов, сложные предложения с союзами («Во сне видела, что волк укусил мне руку», «Форточка открыта, чтобы проветрилось») [7].

Итак, к двум годам ребёнок:

1. Обладает запасом в 200 – 300 слов;

2. Пользуется в речи двух-, трёхсловными словосочетаниями и предложениями;

3. Прислушивается к словам и понимает их значение;

4. Любит, когда ему читают и рассматривает иллюстрации;

5. Называет предметы, изображённые на картинках;

6. Хорошо знает своё имя, произносит его;

7. Пользуется словами «да», «нет», «ещё»;

8. Выражает просьбу словами, а не только жестами;

9. Использует существительные в разных падежах (то есть с разными окончаниями)

10. Согласует предмет и действие («машина едет», «я хочу») [2].

К трём годам в словарь ребёнка входят все части речи (существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, числительные, наречия), служебные слова (предлоги, союзы, частицы), междометия.

Что же способствует развитию речи? Детям третьего года жизни можно и нужно давать специальные речевые задания. Более простые из них – это задания повторить слово или произнести какой-нибудь звук, когда взрослый учит произносить слово правильно. Более сложные – когда ребёнка просят, например: «Подойди к бабушке и скажи ей: «Бабушка, дай мне, пожалуйста, мою шапочку» [22].

Почему такие задания полезны для развития речи? Во-первых, потому, что взрослый даёт ребёнку образец речи, и не просто образец правильного построения фразы, а пример использования речи в конкретных условиях общения. Подобные задания не только способствуют формированию грамматической, лексической правильности речи, но и воспитывают культуру речевого общения, «речевого поведения». Во-вторых, эти задания полезны потому, что ребёнок учится сознательно, осознанно строить свою речь, пусть в очень элементарной форме, осознавать то, как говорят другие, как говорит он сам. В самом деле, когда мама говорит сынишке: «Принеси мне, пожалуйста, чашку» - и тот, спросив какую (большую или маленькую и т. п.), идёт выполнять эту просьбу, то ни мама, ни сын не задумываются над тем, как именно они говорят. Они осознают содержание речи, а не её форму.

Страницы: 1 2 3 4


Дайте определение понятия «педагогический процесс», назовите структуру педагогического процесса.
Педагогический процесс, это процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем. Только при выделении обучения и воспитания в особую общественную функцию, когда возникли специальные воспитательные учреждения и учебные заведения, в рамках которых педагогический про ...

Показатели эксперимента
Проведя необходимые вычисления, мы получили следующий результат (см. приложение 5). Групповые индексы группы клиентов для положительных выборов Плотность Сплоченность Устойчивость Напряженность 0,105 0,126 1,5 0,0842 Групповые индексы группы клиентов для отрицательных выборов Плотность Сплоченность ...

Результаты исследования
В исследовании принимало участие 20 человек- учащиеся в возрасте 13 и 15 лет шк № Участники были разбиты на две группы- в первую группу входили подростки 13 лет во второю – 15 лет. Целью исследования являлось определение уровня эмоционального развития учащихся разных возрастных групп, их сравнение, а также определение степени тревожно ...