Подросток и семья

«Подростковый возраст – период, когда подросток постепенно отходит от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, всё больше на внутренние критерии» [цит по 14, c 79] В детстве ребёнок покружён в поле семейной индефикации. «Семейное «Мы» - первая группа, которая принимается в детстве как данность. Родители, родственники, их мир вещей, стиль взаимоотношений в детстве воспринимаются как неизменная сущность бытия. Однако, набирая опыт жизни, подросток открывает для себя многообразные семейные отношения, которые отличаются от родительской семьи. В то же время он начинает испытывать потребность расстаться с фамильной индентификацией, растворяющей его в лоне семьи. Он испытывает потребность в более универсальной, более широкой идентичности и одновременно в укреплении своего собственного чувства личности, в обособлении своего «Я» от семейного «Мы». Поэтому подросток обращает свой критичный взор к семейным традициям и ценностям» [цит по 10, с 348] Критика образа жизни родителей становится всё больше, хорошо характеризует отношение подростков к родителям Марк Твен: «Когда мне было пятнадцать мои родители были очень глупыми, а когда мне стало тридцать, они поумнели».

«Несмотря ни на что, относительно крепкими остаются эмоциональные связи подростка с родителями. Стремление освободиться от эмоциональной привязанности у мальчиков больше, чем у девочек. Тем не менее общение родителей и подростка весьма конфликтно, сложно, противоречиво и значимо». [цит по 6, с 65]

Также, по мнению автора книги «Подросток. Трудности взросления» В. Г. Казанской в отличие от среднего дошкольника, который ответы на все вопросы ищет у родителей, подросток начинает сам стараться ответить себе на все вопросы, причём его вопросы часто носят экзистенциальный (философский, с обозначением конкретного бытия) характер: «Почему люди говорят одно, а делают другое?», «Почему мне всё запрещают?» и т. д.

Таким образом, основными особенностями общения подростка с семьёй, является стремление к обособлению, освобождению от родительской опеки, а так же критика поступков членов семьи и поиск вариантов семейных отношений отличных от отношений в собственной семье.


Анализ и интерпретация результатов психодиагностического исследования. Анализ результатов исследования
В исследовании участвовали 2 группы респондентов. В первой группе опрашиваемые занимающиеся баскетболом (n==30), эта группа является контрольной (КГ), во второй спортсмены занимающиеся экстремальными видами спорта (n=30), эта группа является экспериментальной (ЭГ). Выборка составила 60 человек. Исследовались респонденты в возрасте от 18 ...

Методологические основания теории личности
Таким образом, определены исходные принципиальные позиции для построения общепсихологической теории личности. Уточним, что имеется в виду, когда она обозначается как «общепсихологическая». Речь в данном случае идет не столько о ее общей методологической и онтологической схеме (при всей ее важности), сколько о том, что данный теоретическ ...

Выявление мотиваций делового и дружеского общения в коллективе: практическая часть. Формирование выборки и описание этапов исследования
Исследование мотиваций делового и дружеского общения в коллективе проводилось в два этапа. На первом этапе путем наблюдения в естественных условиях были определены основные коммерческие и производственные цели, который ставит перед собой трудовой коллектив, изучены способы и методы их достижения. Респондентам был предложен опросник (см ...