Основные проблемы психологии
Страница 3

ее

выразительности и т. д.

Предметом психологического изучения является также эмоциональная жизнь человека. Психология выясняет общее и специфическое в эмоциях, чувствах человека, но сравнению с эмоциями у животных, показывает общественную обусловленность человеческих чувств, их многообразие, неразрывную связь с потребностями людей и их деятельностью, значение эмоций в этой деятельности. Современные научные данные преодолевают устарелые, ошибочны» взгляды на чувства как якобы чисто субъективны» состояния и показывают, что в чувствах отражаются в форме переживаний жизненные взаимоотношения личности с окружающей её общественной и естественной средой. Физиологической основой

их является изменение старых и выработка новых систем временных нервных связей, ломка старых и выработка новых динамических стереотипов в коре больших полушарий головного мозга. Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, о динамической стереотипии в работе больших полушарий, о взаимодействии коры и подкорки научно объясняет и те изменения в деятельности внутренних и внешних органов, которые являются характерными для эмоций.

Проблема воли являлась в традиционной психологии оплотом идеализма. Волевые действия человека всегда рассматривались идеалистами как недетерминированные проявления особой духовной силы, якобы управляющей поведением человека. Материалистическая психология вскрывает антинаучность идеалистического понимания воли. Она показывает общественную обусловленность воли человека, являющею продуктом исторического развития, вскрывает её физиологические механизмы. Впервые в истории науки И. М. Сеченов, устранив дуалистическую противопоставленость волевых действий и рефлекторных движений, заложил основы детерминистического понимания волевых актов. Дальнейшую разработку этот вопрос получил в трудах П. П. Павлова. Опираясь на учения И. М. Сеченова и И. П. Павлова, П. выясняет процесс перехода от непроизвольных движений к произвольным действиям, формирование мотивов и целей, которым подчиняются волевые действия, особенности их протекания в различных жизненных ситуациях, пути формирования волевых качеств личности, свободы её действий, основанной на познании необходимости, умения преодолевать внешние и внутренние препятствия, владеть собой. Переходы от непроизвольной к произвольной организации и регуляции деятельности, в которой человек выступает как «система в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавляющая, поправляющая и даже совершенная» (И. П. Павлов), имеют место во всех практических и мыслительных действиях. Существенную роль в волевой деятельности человека играют тормозные механизмы, вырабатывающиеся в результате общественного воспитания. Большое место в советской психологии уделяется вопросам воспитания

воли (

Н. Корнилов и др.)

Одной из проблем психологии является проблема формирования индивидуально-психологических особенностей личности — её потребностей и интересов, взглядов и убеждений, навыков и привычек, вкусов и привязанностей, её способностей, темперамента и характера, её сознания и самосознания. Разрабатывая эти вопросы, советская психология исходит из понимания личности как совокупности общественных отношений, как единства общественного и естественного. Раскрывая общественно-исторический характер психологических свойств человека, его способностей и других сторон личности, психология вместе с тем показывает значение природных данных в ихформировании. В советской психологии ведутся исследования типологических особенностей людей (Б. М. Теплов др.), имеющие существенное значение для научного обоснования путей всестороннего развития физических и умственных способностей, учёта индивидуального фактора в процессе обучения и воспитания. Научное объяснение типологических особенностей людей вскрывает порочность буржуазной дифференциальной психологии, основывающейся на реакционной, антинаучной теории биологической неизменности групповых и индивидуальных психологических различии.

Значительное место в проблематике психологических исследований занимают вопросы психологии конкретных видов деятельности человека — различных производственного, технического, научного, учебного труда, изобретательской, педагогической, сценической, спортивной и других видов деятельности, а также вопросы патопсихологии — изучения процессов при патологических состояниях мозга, нарушения и восстановления движений, речи и других функций (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев и др.). Изучение этих вопросов обогащает общую теорию психологии, а вместе с тем приближает её к конкретной жизни, помогает психологии отвечать на запросы социалистической практики.

Страницы: 1 2 3 4


Социальная работа с детьми разведенных родителей в современной России. Дети в семьях разведенных родителей как объект социальной работы
Влияние развода родителей на процесс социализации де­тей — особая тема в трудах исследователей. Положение о разводе как факторе, оказывающем сильное, воздействие на них, среди ученых практически не вызывает дискуссий. При­знается, что если он изменяет к лучшему условия формиро­вания личности ребенка, помогает положить конец острому возд ...

Первое упоминание о сексуальности
Особенно успешно использовали гипноз французские врачи, для изучения опыта которых Фрейд на несколько месяцев съездил в Париж к знаменитому неврологу Шарко (ныне его имя сохранилось в связи с одной из физиотерапевтических процедур - так называемым душем Шарко). Фрейд - молодой венский доктор - присоединился к большой толпе практикантов ...

Приход Фрейда в медицину
Первым учителем Фрейда был выдающийся европейский физиолог Эрнст Брюкке. Под его руководством студент Фрейд работал в венском физиологическом институте, просиживая по многу часов за микроскопом. Умение сосредоточенно работать, всецело отдавая себя научным занятиям, выработанное в этот период, Фрейд сохранил на последующие десятилетия. ...