Отрасли психологии и ее значение
Страница 4

Генетическая психология.

Основоположником данного направления является выдающийся психолог Ж.Пиаже. Оно непосредственно связано с исследованием психического созревания ребенка, и его интеллекта. Применение в концепции Пиаже нашли понятия логики и математики, а само интеллектуальное развитие представлено в виде учения о развитии логического мышления у детей с рождения до раннего юношеского возраста.

Дальнейшее развитие психологических знаний в современном зарубежном обществе характеризуется постепенным стиранием граней между различными школами и направлениями. Тем самым в мире появляется все больше психологических концепций: бихевиоризм, гештальтпсихология, понимающая психология, психоанализ, когнитивная и генетическая психологии. При этом психология постепенно выходит за рамки академической науки и становится полезной областью знаний. Кроме традиционных для нее сфер приложения (медицина, педагогика), она широко используется в промышленности, политике, экономике, юридической практике, т.е. там, где возникают проблемы, связанные с человеком.

Еще одна тенденция состоит в расширении методического и понятийного аппарата психологических исследований за счет тех наук, с которыми психология входит в контакт при решении разнообразных научных и прикладных проблем. Особенно много полезного ей сулит усиливающийся альянс с кибернетикой и вычислительной техникой.

К счастью, благодаря наличию многих талантливых ученых, которые после революции пришли в науку, психологию не постигла судьба генетики и кибернетики (хотя во многом история развития этих наук в нашей стране похожа). Это С. Л. Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.РЛурия и ряд других. Именно их работам мы в первую очередь обязаны тем, что в настоящее время психологам в нашей стране не приходится начинать с нуля. Им удалось не только сохранить и развить науку, но и вырастить новые поколения ученых, которые впоследствии продолжили соответствующие исследования. Это — А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин и др.

Основные труды отечественных психологов данного поколения приходятся на 30—60-е годы. Для этого периода характерно возникновение нескольких направлений и школ, одну из которых возглавил Д.Н.Узнадзе. Школа Д.Н.Узнадзе, возникшая в Грузии взяла на вооружение понятие установки и широко употребляла его для анализа разных психологических явлений. Одним из самых сильных стало направление, связанное с именем Л.С.Выготского. Его придерживались ученые, работающие в Москве, в частности, в МГУ, ряде научных институтов. В центре внимания этой группы ученых находились в основном вопросы общей и педагогической психологии. Третью школу создал СЛ. Рубинштейн, руководивший в свое время научными исследованиями на кафедре психологии МГУ и в Институте общей и педагогической психологии. Впоследствии он был подвергнут критике, которая велась с применением далеко не научных методов воздействия, и отстранен от должности. С. Л. Рубинштейну принадлежит заслуга написания первого и единственного в нашей стране по фундаментальности содержания и широте охвата психологической проблематики труда под названием «Основы общей психологии». В эту работу вошли передовые достижения отечественной и мировой психологической науки.

Основные достижения отечественной психологической науки касались в основном следующих ее разделов: общей психологии, возрастной и педагогической психологии, психофизиологии.

Б.Г.Ананьев внес большой вклад в изучение вопросов восприятия, психологии педагогической оценки, общих интегральных вопросов человекознания, в котором психология играет раж ведущей науки.

Заслугой Б.Г.Ананьева явилось создание факультета психологии при Ленинградском (ныне С.-Петербургском) университете, подготовка плеяды известных в нашей стране ученых, объединенных под названием «ленинградской школы».

Значительный вклад в разработку вопросов личности и развития психики, восприятия, сознания, памяти, внес А.Н. Леонтьев. Им была разработана теория, получившая название психологической теории деятельности, в русле которой оригинальную трактовку приобрели познавательные процессы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Сон как торможение
Согласно И.П.Павлову, сон и внутреннее торможение по своей физико-химической природе являются единым процессом. Различие между ними состоит в том, что внутреннее торможение у бодрствующего человека охватывает лишь отдельные группы клеток, в то время как при развитие сна торможение широко иррадиирует по коре больших полушарий, распростра ...

Развитие словаря и грамматического строя речи
Программа воспитания в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Словарный запас языка – это все слова, имеющиеся в нем. Грамматический строй определяет правило соединения слов в предложения. Любое слово, фраза находят свое выражение лишь с помощью тех или иных звук ...

Социально-психологический тренинг, как условие развития коммуникативной компетентности
Термин «социально- психологический тренинг» введен немецким ученым Форвергом М. Основное назначение социально- психологического тренинга, по мнению Н.Н.Богомоловой, состоит в овладении социально- психологическими знаниями в области формирования соответствующих социальных установок в активной форме, т.е. в ходе специально разработанных а ...