Материалы по психологии » Проблема зрительных ощущений в общей психологии » Проблема зрительных ощущений. Изучение проблемы зрительных ощущений в отечественной психологии.

Проблема зрительных ощущений. Изучение проблемы зрительных ощущений в отечественной психологии.
Страница 4

5. Симультанная агнозия характеризуется сужением объема зрительного восприятия, больной не может одновременно воспринимать два предмета, воспринимает только отдельные фрагменты изображения. Поэтому он не в состоянии поставить карандашом точку в центр круга, так как видит или круг, или карандаш.

6. Цветовая агнозия проявляется в том, что больные различают цвета, но не говорят, в какой цвет окрашены предметы. Они не могут назвать предметы определенного цвета, у них отсутствует обобщенное представление о цвете, и они затрудняются его классифицировать. Это связано с трудностями категоризации цветов, с образованием определенных цветовых групп.

Процесс зрительного восприятия является сложной функциональной системой, опирающейся на совместную работу целого комплекса корковых зон, каждая из которых вносит собственный вклад в построение активной перцепторной деятельности. [16]

Таким образом, можно проследить влияние нейрофизиологического строения мозга на познавательные процессы психики.

Немов С. Р. рассматривает зрительные ощущения в процессе их эволюционного развития.

В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной раздражимости, представляющей собой свойство живой материи избирательно реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения. По своему происхождению ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. [14]

Философы-идеалисты и психологи, стоящие на идеалистических позициях, отвергали положение о том, что ощущения человека связывают его с внешним миром, и доказывали обратное, что якобы ощущения отделяют Человека от внешнего мира, сформулировав теорию «специфической энергии органов чувств». В итоге делался вывод, что человек отражает не воздействия внешнего мира, а лишь свои субъективные состояния.

Ощущения человека, с одной стороны, объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей.

В психологии конца XIX — начала XX в. сложилось представление, согласно которому орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители и что этим пассивным ответом и являются соответствующие ощущения. Эта концепция называлась рецепторной теорией ощущений, и, согласно ей, ощущение — пассивный процесс.

В настоящее время рецепторная теория ощущений признана несостоятельной. Ощущения рассматриваются как активный процесс. Это представление лежит в основе рефлекторной теории ощущений. Многочисленные исследования показали, что в состав каждого ощущения входит Движение — иногда в виде вегетативной реакции (сужение сосудов), иногда в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц и т. д.). Установлено, что сложные ощущения, требующие различения или узнавания предмета, вообще невозможны без активных движений. [3]

Ещё Сеченов И. М. указывал на то, что для зрительного восприятия предмета необходимо, чтобы глаз «ощупал» его. В последнее время было установлено, что каждое зрительное восприятие действительно осуществляется при активном участии движений глаз, которые иногда носят характер крупных «ощупывающих» движений, а иногда принимают вид микродвижений глаз.

Все это показывает, что ощущения вовсе не являются пассивными процессами, что они носят активный характер и участие двигательных компонентов в ощущении может осуществляться на разном уровне, протекая иногда как элементарный рефлекторный процесс (например, при сокращении сосудов или мышечных напряжениях, возникающих в ответ на каждое ощущаемое раздражение), а иногда как сложный процесс активной рецепторной деятельности (например, при активном разглядывании сложного изображения).

В указании на активный характер всех этих процессов и состоит рефлекторная теория ощущений. [10]

Столин В. В. указывает на константность ощущений: « При ходьбе, поворотах головы предметы не раскачиваются и не меняют ориентацию, хотя и их изображение на сетчатке глаза меняет ориентацию, размер, яркость. Обученная перцептивная система человека без труда справляется с проблемой выделения изменений в стимуляции, связанных с собственной активностью и с изменениями самих предметов ». Этим свойством определяется постоянство наших ощущений относительно окружающего мира.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Приоритетные направления развития психолого-педагогических исследований
Возникла насущная потребность системной организации целенаправленного научного поиска по ряду новых, приоритетных направлений. Обозначим хотя бы некоторые из них. Первое направление связано с тем, что в отличие от прежде преобладавшей в гуманитарных, общественных науках тенденции, когда человек рассматривался в соотнесении с различным ...

Ориентация
Следует отметить также такие проксемические компоненты невербальной системы, как ориентация и угол общения. Ориентация выражается в повороте тела и носка ноги в направлении партнера или в сторону от него, что сигнализирует о желании общаться. Правильное распределение участников за столом является средством их эффективного взаимодействи ...

Социогенетическая историко-эволюционная ориентация в психологии личности: человек как личность
Представители разных течений социогенетической ориентации изучают процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентации, формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности. Проблемы социализации, или, в широком смы ...