Материалы по психологии » Проблема зрительных ощущений в общей психологии » Проблема зрительных ощущений. Изучение проблемы зрительных ощущений в отечественной психологии.

Проблема зрительных ощущений. Изучение проблемы зрительных ощущений в отечественной психологии.
Страница 6

Гинецинский В.И. указывает на связь зрительных ощущений и эмоций, говоря, что они возникают последовательно и неотъемлемы друг от друга. [5]

Есть и другие процессы взаимодействия ощущений. В результате действия раздражителей на один анализатор могут повышаться или понижаться пороги ощущений другой модальности. Это явление было изучено Кравковым С.В. [9]. Например, сильный шум снижает остроту центрального зрения, а слабый – повышает. Под влиянием сладкого, соленого и кислого чувствительность зрения повышается, а под влиянием горького – снижается. Изменения могут достигать нескольких десятков от первоначальной величины и сохраняться долго. Ещё Ломоносов М. В. писал, что на морозе цвета ярче. Более громким кажется голос в темноте.

Другое проявление взаимодействия анализаторов – явление синестезии. Это возникновение ощущений одной модальности при действии раздражителя другой модальности. Истинная синестезия встречается очень редко. Синестезией иногда называют появление целостных образов-представлений при действии раздражителя другой модальности. Изучая синестезию, Журавлев А.П. установил типичные звуко-цветовые соответствия: А – густо-красный, Е – зеленый, И – синий. В анализе стихотворений известных поэтов наблюдалость соответствие цветовая палитра, описанная словами, хорошо соответствует цветовому значению звукобукв. [8]

Положительное значение субъективности зрительных ощущений ярко отражается в деятельности творческих людей.

Мир художника – это прежде всего видимый мир. Все, что окружает человека, предстает перед художником в большей части в виде зрительных образов, поэтому мышление художника является главным образом мышлением визуальным.

Наши ощущения есть образы внешнего мира, существующие вне нашего сознания. Материя, действующая на наши органы чувств, дает нам ощущения. Физиологически, ощущение воспринимается мозгом человека, его нервными окончаниями, сетчаткой глаза и.т.д. Ощущение есть определенным образом организованная материя. Живое созерцание предмета является моментом чувственной практической деятельности человека. [19]

Для всех органов чувств существует проблема "субъективного" и "объективного" аспектов. Субъективная сенсорная физиология (психология) занимается ощущением и восприятием - областью человеческой психики. Объективная имеет дело с физико-химическими, электрическими процессами, например, частотой импульсов в центрах головного мозга и т.п. Те философские школы, которые считают, что человеческое тело в своей сущности отделено от человеческого духа, рассматривают объективную и субъективную сенсорную сферы как самостоятельные. Философские системы с материалистической базой объективную и субъективную основу сенсорики принимают как разные методы наблюдения одного и того же предмета: физиологические и психологическое.

У советских психологов нет единодушия во взглядах. Каждый из них рассматривает значение зрительных ощущений в различных аспектах: познавательных, адаптационных, развивающих, творческих.

1.2 Изучение проблемы зрительных ощущений в зарубежной психологии

Иоганнес Мюллер выдвинул принцип специфических энергий чувств. основное положение, основной тезис Иоганнеса Мюллера. «Качество ощущения, — писал он, — зависит не от качества, от природы, иначе говоря, воздействия, а от природы самого органа». Он в свое время выражал эту мысль так: «от природы нервов», имея в виду чувствительные окончания, в основном, аппараты ощущения. Второй тезис, центральный для Иоганнеса Мюллера, состоял в том, что «то, что нам дают наши ощущения, отражает, выражает природу и состояние наших органов чувств, нервов, а не природу того, что эти ощущения вызывает». И наконец, третий тезис: в нашем познании внешнего мира мы не можем перейти через границу, через перегородку, которая отделяет наши ощущения от внешнего мира, и эту-то перегородку и образуют наши органы чувств. Какой же общий вывод можно сделать из этих трех положений? Общий вывод очень ясен. Это вывод о непознаваемости внешнего, то есть независимо от нас и от наших ощущений существующего, мира. Это вывод субъективно-идеалистический, это вывод, который дал основание, главное основание говорить о физиологическом идеализме, то есть идеализме, опирающемся на физиологические данные.

Надо сказать, что все эти тезисы были извлечены Иоганнесом Мюллером из некоторых очень простых наблюдений. Иоганнес Мюллер обращал внимание на то, что какой бы энергией мы ни воздействовали на тот или другой рецептор, то есть чувствительный аппарат, эффект, который возникает, субъективный эффект в форме ощущения будет передавать особенность, специфическую энергию, которая отличает или на которую рассчитывает соответствующий рецептор, а не особенность энергии или особенность воздействия, которое вызвало процесс в рецепторе. Если — иллюстрировал свою мысль Мюллер — мы окажем на глаз воздействие механическое, то глаз будет реагировать ощущениями световыми. При ударе посыплются искры из глаз. Если мы будем глаз раздражать электрическим током, то возникнут тоже зрительные ощущения, кстати, цветовые, явления фосфенов, как они называются, то есть опять воздействие другой энергии — электрической — на глаз будет вызывать все-таки зрительные ощущения. То есть давление или электрическое раздражение будет передаваться на языке того сенсорного аппарата, то есть того органа чувств, который подвергается воздействию. [11]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Развитие методов профессионального образования
Рассмотрим методологические подходы развивающегося профессионального образования. При исследовании проблем психологии развития используют системный, диатропический, синергетический и субъектный подходы. Системный подход заключается в изучении объекта как целого, состоящего из разных взаимосвязанных элементов, упорядоченного и сложноорг ...

Данные корреляционного анализа показателей шкал методик опросников А.М. Шуберта «Склонность к риску» (PSK), личностного опросника FPI, Е.Е. Туник «Диагностика личностной креативности»
На следующем этапе анализа и интерпретации, полученных данных эмпирического исследования с целью выявления взаимосвязи уровня маскулинности, склонности к риску, экстраверсии и стрессоустойчивости был проведен корреляционный анализ. ...

Эмпирическое исследование психологических особенностей больных с хроническими соматическими заболеваниями. Программа исследования
Цель исследования – изучение психологических особенностей больных с хроническими соматическими заболеваниями. Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить состояния проблемы адаптации больных с хроническими заболеваниями. 2. Провести вторичный анализ публикаций, связанных с особенностями личности хр ...