Материалы по психологии » Проблема зрительных ощущений в общей психологии » Проблема зрительных ощущений. Изучение проблемы зрительных ощущений в отечественной психологии.

Проблема зрительных ощущений. Изучение проблемы зрительных ощущений в отечественной психологии.
Страница 7

Вундт В. определил ощущения как исходный, базовый уровень когнитивной сферы психики. Рид Т. дал своё понимание: ощущения - отражения отдельных сторон воспринимаемой действительности, не отнесенного к конкретному объекту с его предметным значением (ощущение светового пятна, громкого звука, сладкого вкуса). При этом под ощущением понимается и сам процесс сенсорного отражения, и его продукт - сенсорный образ. [15] Можно точно сказать, что одно-единственное застывшее поле зрения несет скудную информацию о мире. Вряд ли конечная цель эволюции зрительной системы состояла в этом. Факты говорят о том, что на самом деле зрительное осознание действительности панорамно и сохраняется даже во время локомоторного акта, сколь бы длительным он ни был. [4]

Зрение - это процесс определения по изображениям, что именно присутствует в окружающем мире и где именно оно находится, т. е. зрение сводится к решению задач обработки информации. Для того чтобы человек был способен узнавать, что и где находится в окружающем мире, мозг человека должен обладать возможностями представлять каким-то образом соответствующую информацию во всем разнообразии цвета, формы, движения и отдельных подробностей. Изучение зрения, следовательно, не должно сводиться к изучению лишь того, каким образом извлекать из изображений различные аспекты реального мира, представляющие интерес для человека — оно должно также предусматривать и изучение природы внутренних представлений, посредством которых человек сохраняет эту информацию, обеспечивая возможность использовать ее в качестве основы для принятия решений. Этот дуализм — представление и обработка информации — составляет самую сердцевину большинства задач обработки информации и самым существенным образом определяет изучение в рамках теории Марра конкретных задач, возникающих в связи с проблемой зрения.

Для того чтобы добиться полного понимания системы столь сложной, как нервная система, следует использовать различные типы научного объяснения, относящиеся к различным уровням описания работы системы, которые, по крайней мере в принципе, представляют собой некоторое единое целое, хотя прослеживание связей между отдельными уровнями во всех подробностях практически бессмысленно. Полное понимание феномена-зрения в целом означает понимание того, каким образом можно надежно и эффективно извлекать описания реального мира из его изображений.

Зрение представляет собой процесс порождения по изображениям внешнего мира описания, полезного для наблюдателя и не перегруженного несущественной для него информацией. Этот процесс можно рассматривать как некоторое отображение одного представления в другое, причем исходное представление образуется массивами значений яркости изображения, зарегистрированных фоторецепторами сетчатки. [13]

По словам Кондильяка, видя в первый раз свет, мы сами "составляем" этот свет скорее, чем видим его. Но все чаще позднейшее зрительное познание опирается на опыт. Если бы тотчас после него мы вдруг ослепли, наши сведения об этом не утратили бы существенных черт, пока мы сохраняли бы об этом воспоминание. В школах для слепых сообщается столько же сведений о свете, как и в других школах. Изучаются и отражение, и преломление, и спектр, и гипотеза эфира и т.п. Но самый лучший воспитанник такого заведения (слепорожденный) имеет в знании пробелы, которых нет у самого невежественного зрячего ребенка. Зрячий никогда не объяснит слепому, что такое свет вообще, и потеря известной сферы ощущений не вознаграждается никакой школьной выучкой. Все это до того очевидно, что мы видим ощущение "постулируемым" в качестве опытного элемента даже теми философами, которые всего менее склонны придавать ему большое значение и ценить доставляемое им знание. [7]

Все «сенсорные факты» — ощущения — суть вопросы, задаваемые мозгу рецепторами, а все восприятия — ответы, иногда верные, иногда неверные.

В сущности, нашим органам чувств предметы доступны лишь в очень малой степени. Ведь ощущаются не предметы как таковые, а мимолетные зрительные формы, возникающие при легком контакте объекта с анализатором. Нашим ощущениям непосредственно доступна лишь малая часть важных свойств объектов. Эти «важные свойства» суть свойства физические, благодаря которым вода сохраняет текучесть, а мосты — неподвижность; «внутреннее устройство» воды и моста спрятано от глаз. Если вдуматься, мы полагаемся главным образом как раз на такие свойства предметов, которые никогда не воздействовали на наши органы чувств непосредственно.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Физиологическая адаптация школьников
Очень отчетливо в первые недели, месяцы привыкания к школе может измениться поведение детей. У одних заметно чрезмерное возбуждение, и даже агрессивность; у других, наоборот, заторможенность и унылость. Может возникнуть и чувство страха, нежелание идти в школу. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адапт ...

Сквернословие
Почти все дети рано или поздно начинают говорить бран­ные слова. Это не повод для беспокойства. Напротив, я бы встревожился, если бы мой сын дорос до 7—8 лет и ни разу не произнес бы их. Я решил бы, что он просто не слышит, что говорят окружающими, может быть, даже не восприни­мает то, что говорю я. А явное отсутствие непосредствен­ност ...

Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления
Новорожденный начинает свою жизнь с крика, который в первые дни носит безусловный рефлекторный характер. Первый крик – результат спазма голосовой щели. Спазм сопровождает первые дыхательные рефлексы. Некоторые ученые считают, что первый крик – это и первое проявление отрицательной эмоции: спазмы вызывают чувство стеснения. В данном случ ...