Материалы по психологии » Негативные проявления личности дошкольника » Негативные личностные проявления. Агрессивность, упрямство детей дошкольного возраста

Негативные личностные проявления. Агрессивность, упрямство детей дошкольного возраста
Страница 1

Очевидно, что ребенку присуща определенная агрессивность. Детская агрессивность, несомненно, подвергнет тяжелому испытанию наше терпение и создаст напряженность в отношениях с ребенком.

Крайне редко удается избавить ребенка от его агрессивности. Но даже если бы такое было возможно, не следовало стремиться к этому, потому что агрессивность имеет свои положительные и отрицательные, здоровые и болезненные стороны. Она может проявляться в предприимчивости и активности или, напротив, в непослушании и сопротивлении. Агрес­сивность способна развить дух инициативы или же поро­дить замкнутость и враждебность, может сделать ребен­ка упорным либо безвольным. И это лишь некоторые из альтернатив.

Разумеется, нам важно поощрять развитие положи­тельных сторон агрессивности и препятствовать ее отри­цательным чертам. Для этого необходимо понять ее при­роду и происхождение. Нет сомнения, что агрессивность обнаруживается очень рано. Каждый может убедиться в этом на собственном родительском опыте. В отчаянном плаче грудного младенца нетрудно услышать злость и возмущение.

С самого рождения ребенок целиком и полностью за­висит от нас, родителей, причем положение его не меняется в течение многих лет. Даже если наши заботы о нем совершенно непроизвольны (что в общем-то далеко не так), мы, взрослые, в силу целого ряда различных причин порой вынуждены уделять детям меньше внима­ния, чем следует, и навязывать им то, что их сердит и злит. Мы не в силах избежать подобных поступков, и мало проку от нашего намерения не делать этого. Мы стараемся по мере возможности помочь ребенку освоить­ся в окружающем мире, но малыш все равно чувствует себя подавленным его огромностью. Должно пройти 2,5 года, прежде чем он сможет дотянуться до дверной ручки лишь затем, чтобы убедиться — у него не хватает сил по­вернуть ее. Неспособность управлять своими побужде­ниями и желаниями и неумение контролировать их ус­ложняют жизнь ребенка. Возникшие одновременно чув­ства голода и усталости, например, неизменно становят­ся для него причиной гнева и раздражения.

Одним словом, ребенку часто приходится страдать от огорчений. Нет такого дня, чтобы какой-нибудь его порыв или какое-либо желание не были подавлены. И, плача, он постепенно переходит от призыва о помощи к отчаян­но гневному протесту. Вот так и рождается агрессив­ность, отсюда она и проистекает. Агрессивная реакция по своей сути — это реакция борьбы. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, злости и явного насилия, возникает при попытке ребенка изменить положение ве­щей. Все это совершенно нормально и, безусловно, пред­почтительнее, чем хныканье, жалобы, покорное повинове­ние, бесплодное фантазирование и другие проявления ухода от действительности.

В жизни немало ситуаций, которые вынуждают чело­века на борьбу. Нам нравятся люди, презирающие опас­ность, преодолевающие препятствия, упорные в достиже­нии цели и, наконец, те, кто любит соревноваться. Одна­ко с агрессивностью связаны также ложь, вымогатель­ство, насилие, нанесение душевных и физических травм и даже убийство. Вот почему речь должна идти не о том, чтобы полностью исключить агрессивность из характера детей, а о необходимости ограничивать и контролировать ее, а также поощрять те ее проявления, которые не при­носят вреда личности и обществу.

Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке — прояв­лять к нему любовь. Нет малыша, который, чувствуя себя любимым, был бы агрессивным. Обычно явно выраженная агрессивность отличает как раз тех детей, которые удивляют своих родителей неожиданными, пусть и нечастыми, проявлениями уважения, послушания, привя­занности, когда хотят получить прощение,— это их спо­соб добиться любви.

Страницы: 1 2 3


Неврозы детей, причины и следствия
Данный вопрос по своей актуальности также заслуживает внимания родителей, воспитателей детских садов, учителей. С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. По данным исследований А.И.Захарова [5] к окончанию младшей школы здоровых детей меньше половины. Причины такого явления к ...

Эмпирическое исследование соотношения возрастов
Цель эмпирического исследования – определить соотношение субъективно переживаемого возраста с хронологическим. Задачи эмпирического исследования: 1) Подобрать диагностический инструментарий, направленный на диагностику соотношения возрастов. 2) Сформировать выборку испытуемых. 3) Провести беседу с каждым испытуемым по отдельности. ...

Исследование эмоционального развития подростков. Описание методик для исследования
Диагностика выступает как неотъемлемая часть психологического сопровождения, и от ее качества во многом зависит успешность деятельности всей системы психологического сопровождения. Для определения эмоционального развития у подростков, выяснения причин возможных отклонений можно использовать следующие методы диагностики: - наблюдение; ...