Материалы по психологии » Негативные проявления личности дошкольника » Негативные личностные проявления. Агрессивность, упрямство детей дошкольного возраста

Негативные личностные проявления. Агрессивность, упрямство детей дошкольного возраста
Страница 2

Разумеется, каждый из нас убежден, что любит своего ребенка, и из этого заключает, что у детей вообще нет ос­нований быть агрессивными. Мы любим своих детей, это верно, но далеко не все проявляем нашу любовь столь очевидно, чтобы малыши почувствовали ее. Ребенок, на­пример, не ощущает нашу нежность, когда мы энергично отмываем ему уши. Кроме того, столь же верно, что он вызывает у нас не только любовь, но порой и досаду, раздражение, сожаление, нетерпение и даже отчаяние. Эти чувства мы бессознательно проявляем куда более драматично и убедительно, нежели нашу любовь, и смею утверждать, что для многих родителей это стало прави­лом поведения. Вот почему, если ребенок видит в нас злыдней, которые более или менее регулярно подавляют его, мешают жить, препятствуют удовлетворению его же­ланий, он непременно делается злым и агрессивным [11].

Тут могут быть разные ситуации. Если агрессивность проявляется в первые 2 или 3 года жизни малыша, он бу­дет изливать ее непосредственно на нас. И так будет про­должаться в течение еще нескольких лет. Он будет пла­кать, кричать, намеренно не слушаться, а иногда даже попытается ударить нас, своих родителей. Все это совер­шенно нормально. Если же он был чересчур избалован или заласкан в первые 3 или 4 года, его психическое раз­витие окажется замедленным, и тогда всякое изменение нашего отношения к нему начнет стимулировать агрес­сивные действия, которые он тоже выплеснет на нас. Но если его возмущение постоянно подавляется, оно накап­ливается и проявляется нередко лишь в зрелом возрасте, когда невозможно докопаться до причин, потому что аг­рессивность уже выливается в иные формы.

Психологи называют подобный феномен “перенесение”, это одна из самых обычных примет агрессивности. Вот при­мер: ребенок, которому мать не дает карамельку, пинком отшвыривает игрушку. Он не осмеливается столь же от­крыто излить свою злость на мать и “переносит” гнев и агрессивность на другой, более безобидный объект. Но чаще всего дети открыто проявляют свое возмущение родителями, а потом долго страдают от своего поступка. Ребенок не может взять верх над матерью с отцом преж­де всего потому, что они взрослые, пользуются реаль­ным авторитетом и- у них больше возможностей настоять на своем. К тому же ребенку уже привито чувство ува­жения и послушания, пусть даже с применением угроз и наказаний. Он сам огорчен из-за своего агрессивного поведения, у него рождается чувство вины и даже боязнь утратить любовь и заботу родителей. Эта боязнь, в свою очередь, тоже может развивать агрессивность, и возни­кает порочный круг.— ребенок чувствует себя подавлен­ным не только родителями, но также собственным чув­ством вины и страха. И его агрессивность теперь уже будет направлена и на всякие другие объекты.

Негативная сторона этой стадии развития состоит в том, что от агрессивности больше всего страдает сам ребенок. Он в ссоре с родителями, теряет друзей, ис­пользует лишь минимальную часть своих интеллектуаль­ных возможностей и живет в постоянном раздражении из-за мучительного гнета злобы и собственной вины. Не­редко он становится жертвой необоснованных и непод­властных ему страхов. Все сказанное относится в основ­ном к несчастным детям, неспособным обрести мир внут­ри себя и улучшить отношения с окружающими. Их аг­рессивность не уменьшается со временем именно потому, что она привычна и неконтролируема.

Для “лечения” агрессивности годятся примерно те же способы, что и для ее предупреждения. Не надо забы­вать, что, когда мы имеем дело с ребенком такого типа, одно лишь ласковое слово может снять его озлобление. Нужно, чтобы он чувствовал себя желанным и любимым даже ценой некоторых поблажек со стороны родителей. Нет нужды говорить, что было бы очень полезно понять причины протеста и сопротивления ребенка и исклю­чить их.

Страницы: 1 2 3


Запоминание имен и лиц
Поскольку запоминание во многом зависит от нахождения аналогий и отличительных черт, очень важно, когда вы видите новое лицо, хорошенько рассмотреть его и найти возможность связать его с чем-то или найти экстраординарные черты. Внимательно разглядывайте внешность своего нового знакомого. Замечайте цвет глаз, волос, всматривайтесь в черт ...

Естественный (полевой) эксперимент
Естественный (полевой) эксперимент, как говорит само название этого метода, наиболее приближен к неэкспериментальным исследовательским методам. Условия, используемые при проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном заведении, например, они органично включены в учебно-воспитательный ...

Социальный генезис высших психических функций
ГЕНЕЗИС (греч. — genesis) — происхождение, становление и развитие, результатом которого является определенное состояние изучаемого объекта. Г. природных и социальных явлений интересовал и интересует философию и науку с античности до наших дней. Объяснение Г. природных и социальных объектов получало научное объяснение в эволюционных тео ...