Динамика Я-концепции
Страница 2

Наше поведение в соответствии с той или иной ролью не исчерпывает содержания личности. Социальная роль — проявление внешнего, или официального Я. Кроме него существует внутреннее Я. Таков тезис о двойственности человеческой натуры. Наше внешнее Я формируется обществом, социальной иерархией, многочисленными институтами и организациями. Оно принудительно навязано нам часто вопреки нашему желанию. Наше внутреннее Я — это прибежище нереализованных желаний и возможностей, то, какими мы желали бы стать, не будь принудительных обстоятельств. Таким образом, внешнее Я — это тот образ, каким нас хотели бы видеть окружающие, а внутреннее Я — это то, какими мы хотели бы видеть себя сами. Они и противостоят, и дополняют друг друга. То, что было отнято и не реализовано в первом, восполняется и реализуется вторым. Ядро человеческого Я всегда прикрыто социальной маской, подобающей случаю. Если внутреннее Я составляет то, что можно назвать нравственным стержнем или ядром личности, то оно должно представлять собой нечто целостное, единое. В то же время внешнее Я, постоянно приспособляющееся к изменяющимся ситуациям, правилам игры, моде и вкусам, должно представлять собой исполнителя множества ролей, которые приходится разыгрывать человеку в данное время. Психологи уверены, что у каждого человека как минимум два Я, которые находятся то в гармонии, то в конфликте друг с другом. Философы утверждают, что их может быть больше. Каждое Я — целостная система принципов, суждений, нравственных норм, целей, мотиваций.

1. «Субъективное» (пристрастное) Я — это уровень притязания, мотивация достижений, стремление реализовать свой потенциал, а также преувеличенная оценка своих способностей.

2. «Отраженное Я». Оно возникает в процессе социализации. Это совокупность представлений о том, что другие думают о нас. Что думают не вообще, а по нашему мнению. Благодаря наличию в нас первого — «Субъективного Я» — каждый человек очень избирательно прислушивается к мнению о себе окружающих. Обычно он пропускает мимо ушей то, что ему не нравится, что он не хотел бы слышать, что ему может принести вред или что ему совсем ничего не принесет. Избирательное, или селективное, отношение к поступающей от окружающих информации основано на большой любви к себе либо на желании все объективно взвесить и не допустить ошибок. Таким образом, «Отраженное Я» может быть чрезмерно субъективным, пристрастным, а может быть достаточно объективным и взвешенным. Ориентируясь на других, индивид постоянно вносит те или иные коррективы в свои действия. Другие служат ему социальным зеркалом. Оно выполняет функцию своеобразного контролера, который отлеживает реакции окружающих.

3. «Идеальное Я» — это то, каким бы я хотел быть. В качестве ориентира берутся не все окружающие, а лишь избранная часть их. Они называются референтной группой. Такая группа включает в себя тех людей, на кого мы хотели бы походить. Поскольку идеал никогда полностью не осуществляется, у индивида отмечается постоянное напряжение, которое возникает из-за того, что «Реальное Я» расходится с «Идеальным Я». Общая тенденция такова: чем больше этот разрыв, тем больше психологическое напряжение и неудовлетворенность собой. С возрастом оно ослабевает. Но не потому, что с годами мы все больше приближаемся к своему идеалу, а потому, что мы все больше перестаем ориентироваться на него.

Страницы: 1 2 3


Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта за рубежом
История развития обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта в Европе прошла долгий период, в течении которого происходила гумманизация отношения к данной категории детей. В атмосфере «относительного» благополучия, расцвета филантропии (то есть благотворительности) и формировались национальные системы специального образования з ...

Подходы к организации помощи семьям, воспитывающих детей с отклонениями в развитии
В настоящее время стало чрезвычайно актуальным создание широкой консультативной психолого-педагогической и медицинской помощи детям раннего возраста. Назрела необходимость в разработке новых форм взаимодействия дошкольных и специальных учреждений с семьями, самостоятельно воспитывающих детей раннего возраста. В качестве новых форм взаи ...

Возбуждение и торможение
Стержнем представлений И. П. Павлова о механизмах деятельности центральной нервной системы является взаимодействие основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Любая реакция организма обусловлена возбуждением определенных групп нервных клеток, а ее прекращение – развитием торможения. Эти процессы могут быть как врожденными, ...