Материалы по психологии » Гендерные особенности употребления алкоголя в подростковом возрасте » Исследования гендерных особенностей употребления алкоголя в подростковом возрасте. Организация и методы исследования

Исследования гендерных особенностей употребления алкоголя в подростковом возрасте. Организация и методы исследования
Страница 1

Теоретический анализ гендерных особенностей употребления алкоголя подростками позволяет охарактеризовать "употребление алкоголя" как личную и общественную проблему.

В первой главе мы выяснили, что всю свою аналитическую деятельность психологи проводят с учетом индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей подростков, когда имеет место особенно интенсивный рост и перестройка функционального состояния всех систем жизнедеятельности развивающегося организма.

Развитие и комплексная коррекция различных сторон психики, решение задач подросткового самоопределения, нравственная атмосфера дома и в школе определяют психическое развитие и влияют на формирование субъективного отношения к алкоголю.

Несомненно, необходимо получить от подростков информацию о количестве и частоте употребления ими вина, пива, крепких спиртных напитков. Однако получение от них соответствующих сведений представляется исключительно важным, поскольку в подростковом возрасте пристрастие к алкоголю развивается наиболее быстро. Положение осложняется тем, что у подростков обычно имеется недоверие к педагогам, к тому же молодые люди особенно озабочены тем, чтобы эти сведения не стали известны в их семьях, в школе и милиции. Поэтому беседы с подростками об употреблении ими алкоголя должны носить строго конфиденциальный характер, педагогу необходимо установить доверительные отношения и продемонстрировать свое понимание желания подростка сохранить эту информацию в тайне.

Методика проведения психолого-педагогического аналитического исследования гендерных особенностей употребления алкоголя подростками рассматривалась нами как вариант социально-психологической диагностики, направленной на определение:

предрасположенности подростков к употреблению алкоголя;

информированности подростков о вреде алкоголя;

вовлеченности подростков в процесс алкоголизации;

отношения подростков к употреблению алкоголя подростками.

Для эмпирического исследования были определены следующие методы: анкетирование, метод семантического дифференциала, обработка и анализ собранных данных.

Диагностическая анкета "Определение предрасположенности подростка к употреблению алкоголя" [см. Приложение А] представляет собой опрос в стиле беседы, которая позволяет составлять объективно-вероятностную картину предрасположенности подростка к употреблению алкоголя. Поиск методов диагностики личностной предрасположенности к употреблению алкоголя, по мнению большинства наркологов и психиатров, считается неразрешимой задачей. Они полагают, что невозможно учесть все аспекты такой предрасположенности, ведь даже отличить продром алкоголизма от начала уже собственно заболевания не так просто, особенно у подростков. Выявление феномена психологической готовности подростков к употреблению алкоголя вносит коррективы в эти представления.

Личностный подход к проблеме алкоголизации позволяет применить новые, качественно иные критерии определения предрасположенности к употреблению алкоголя. Выяснение вопроса о том, какие личностные качества подростка, какие их особенности могут в дальнейшем стать отправным звеном возникновения такой предрасположенности, было предметом нашего исследования, входят подростки в группу "риска" или нет.

Страницы: 1 2 3


Развитие движений и действий
На протяжении первого года жизни ребенок достигает больших успехов, овладевая передвижением в пространстве и простейшими действиями с предметами. Он научается держать головку, садиться, ползать, передвигаться на четвереньках, принимать вертикальное положение и делать несколько шагов; начинает тянуться к предметам, схватывать и удерживат ...

Особенности эмоционального развития подростков
Психологическим аспектам становления личности подростка посвящено множество работ. В этом возрасте окончательно формируется интеллектуальный аппарат, что делает возможным осмысленное конструирование своего собственного мировоззрения, индивидуальной системы ценностей и Я-концепции. Образ Я в это время нестабилен, менее позитивен по сравн ...

Гениальность и помешательство
В 1863 году итальянский психиатр Чезаре Ломброзо издает свою книгу «Гениальность и помешательство» (русский перевод К. Тетюшиновой, 1892), в которой проводит параллель между великими людьми и помешанными. Вот что пишет сам автор в предисловии книги: «Когда, много лет тому назад, находясь как бы под влиянием экстаза, во время которого мн ...