Материалы по психологии » Гендерные особенности употребления алкоголя в подростковом возрасте » Исследования гендерных особенностей употребления алкоголя в подростковом возрасте. Организация и методы исследования

Исследования гендерных особенностей употребления алкоголя в подростковом возрасте. Организация и методы исследования
Страница 2

Анкета, состоящая из 13 вопросов, "Определение уровня знаний о вреде алкоголя" [Приложение Б], позволяет определить уровень знаний о вреде алкоголя и наметить в последующем информационную работу психолога. Осуществляемые в школах просветительные инициативы могут изменять знания и отношение к алкоголю. Первичным же источником проалкогольных сообщений является непосредственная социальная действительность: широко распространенная и очевидная доступность алкогольных напитков; присутствие и приемлемость алкоголя в разнообразных ежедневных ситуациях. Наличие такого опыта гораздо сильнее влияет на восприятие алкоголя людьми, чем предоставление любой информации. Просвещение имеет ограниченное влияние на сокращение вызванного алкоголем вреда, это не означает, что информация об алкоголе не может повлиять на формирование мнений и восприятия подростков. Поскольку диапазон собственного опыта с алкоголем ограничен, многие представления основаны на том, что было услышано от других людей или из средств массовой информации. СМИ изображают отрицательные социальные, экономические или медицинские последствия, они склонны представлять их как случайные происшествия, а не как свойственный потреблению алкоголя риск. Поэтому не удивительно, что просветительные меры редко способствуют изменению поведения в направлении сокращения вызванного алкоголем вреда. Просветительные меры могут реализовываться через такие известные в педагогике методы, как рассказ, лекция, беседа, диспут, положительный пример.

Скрининг-анкета, определения уровня вовлеченности подростков в процесс алкоголизации (С.В. Ковалев), [см. Приложение В], позволяет определить уровень вовлечения подростков в процесс алкоголизации и выявить мотивационную сферу употребления алкоголя подростками. Изучение мотивов является одной из важнейших предпосылок для разработки мер лечения и профилактики алкогольной зависимости, поэтому большинство работ не обходится без их изучения. Полученные результаты анкетирования позволят педагогам-психологам составить коррекционную программу мероприятий, на снижение уровня употребления алкоголя в подростковом возрасте. Разумеется, мероприятия направленные на снижение уровня употребления алкоголя будут способствовать уменьшению потребления алкоголя, укреплению здоровья.

Метод семантического дифференциала (Ч. Осгуд), позволяет проанализировать формирующееся отношение личности к объекту. В нашем исследовании в качестве объекта выступает алкоголь. В качестве графической модели индивидуального сознания используются семантические пространства, которые являются своеобразным метаязыком описания объекта, и конструируются из организованных особым образом признаков, которые описывают и дифференцируют рассматриваемый объект. В таблице 3 представлены семантические пространства понятий алкоголя на базе шкалирования понятий различных понятийных классов.

Таблица 3

Семантические пространства понятий алкоголя

1

ВЕСЕЛЬЕ

ГРУСТЬ

2

СИЛА

СЛАБОСТЬ

3

НАСЛАЖДЕНИЕ

ОТВРАЩЕНИЕ

4

БОДРОСТЬ

ВЯЛОСТЬ

5

АКТИВНОСТЬ

ПАССИВНОСТЬ

6

БЕЗОПАСНОСТЬ

ОПАСНОСТЬ

7

РАССЛАБЛЕНИЕ

НАПРЯЖЕНИЕ

8

ЖИЗНЬ

СМЕРТЬ

Страницы: 1 2 3


Рекомендации родителям
Заниматься с ребёнком – дело серьёзное. Недаром все родители говорят: «Вот он (она) с вами хорошо занимается, а дома ничего делать не хочет, со мной заниматься отказывается». Всё правильно. Одно дело – заниматься с посторонним человеком, другое – со своей мамой или бабулей. Но вот, что мы хотели бы вам сказать. Ведь перед родителями не ...

Понятие личности в психологии
На сегодняшний день не существует единого общепринятого определения личности. Выдающийся исследователь проблем теории личности Генри Оллпорт выделил различные аспекты рассмотрения личности: теологический, философский, юридический, социологический, поведенческий и собственно психологический. Важной чертой психологического взгляда на про ...

Барьеры общения
В процессе межличностного общения иногда возникают барьеры, которые препятствуют взаимопониманию. Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Ведь у партнеров по общению часто разные, в нередко и противоположные желания, стремления, установки, характеры, манеры о ...