Материалы по психологии » Гендерные особенности употребления алкоголя в подростковом возрасте » Исследования гендерных особенностей употребления алкоголя в подростковом возрасте. Организация и методы исследования

Исследования гендерных особенностей употребления алкоголя в подростковом возрасте. Организация и методы исследования
Страница 2

Анкета, состоящая из 13 вопросов, "Определение уровня знаний о вреде алкоголя" [Приложение Б], позволяет определить уровень знаний о вреде алкоголя и наметить в последующем информационную работу психолога. Осуществляемые в школах просветительные инициативы могут изменять знания и отношение к алкоголю. Первичным же источником проалкогольных сообщений является непосредственная социальная действительность: широко распространенная и очевидная доступность алкогольных напитков; присутствие и приемлемость алкоголя в разнообразных ежедневных ситуациях. Наличие такого опыта гораздо сильнее влияет на восприятие алкоголя людьми, чем предоставление любой информации. Просвещение имеет ограниченное влияние на сокращение вызванного алкоголем вреда, это не означает, что информация об алкоголе не может повлиять на формирование мнений и восприятия подростков. Поскольку диапазон собственного опыта с алкоголем ограничен, многие представления основаны на том, что было услышано от других людей или из средств массовой информации. СМИ изображают отрицательные социальные, экономические или медицинские последствия, они склонны представлять их как случайные происшествия, а не как свойственный потреблению алкоголя риск. Поэтому не удивительно, что просветительные меры редко способствуют изменению поведения в направлении сокращения вызванного алкоголем вреда. Просветительные меры могут реализовываться через такие известные в педагогике методы, как рассказ, лекция, беседа, диспут, положительный пример.

Скрининг-анкета, определения уровня вовлеченности подростков в процесс алкоголизации (С.В. Ковалев), [см. Приложение В], позволяет определить уровень вовлечения подростков в процесс алкоголизации и выявить мотивационную сферу употребления алкоголя подростками. Изучение мотивов является одной из важнейших предпосылок для разработки мер лечения и профилактики алкогольной зависимости, поэтому большинство работ не обходится без их изучения. Полученные результаты анкетирования позволят педагогам-психологам составить коррекционную программу мероприятий, на снижение уровня употребления алкоголя в подростковом возрасте. Разумеется, мероприятия направленные на снижение уровня употребления алкоголя будут способствовать уменьшению потребления алкоголя, укреплению здоровья.

Метод семантического дифференциала (Ч. Осгуд), позволяет проанализировать формирующееся отношение личности к объекту. В нашем исследовании в качестве объекта выступает алкоголь. В качестве графической модели индивидуального сознания используются семантические пространства, которые являются своеобразным метаязыком описания объекта, и конструируются из организованных особым образом признаков, которые описывают и дифференцируют рассматриваемый объект. В таблице 3 представлены семантические пространства понятий алкоголя на базе шкалирования понятий различных понятийных классов.

Таблица 3

Семантические пространства понятий алкоголя

1

ВЕСЕЛЬЕ

ГРУСТЬ

2

СИЛА

СЛАБОСТЬ

3

НАСЛАЖДЕНИЕ

ОТВРАЩЕНИЕ

4

БОДРОСТЬ

ВЯЛОСТЬ

5

АКТИВНОСТЬ

ПАССИВНОСТЬ

6

БЕЗОПАСНОСТЬ

ОПАСНОСТЬ

7

РАССЛАБЛЕНИЕ

НАПРЯЖЕНИЕ

8

ЖИЗНЬ

СМЕРТЬ

Страницы: 1 2 3


Автономность, независимость от культуры и среды, воля и активность
Поговорим о такой характеристике самоактуализированного человека, которая во многом похожа на уже перечисленные нами. Я имею в виду свойственную этим людям относительную независимость от физической и социальной среды. Главными мотивами самоактуализированного человека являются не потребности дефициентных уровней, а мотивы роста, и потому ...

Понятие и причины возникновения стрессов. Понятие стресса, фрустрация
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, ...

Биологический возраст
Биологический возраст, или Возраст развития – понятие, отражающее степень морфологического и физиологического развития организма. Введение понятия «биологический возраст» объясняется тем, что календарный (паспортный, хронологический) возраст не является достаточным критерием состояния здоровья и трудоспособности стареющего человека. Ср ...