ЗаключениеСтраница 1
Итак, в работе было отмечено, что кризисы развития, или возрастные кризисы, возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными преобразованиями в сфере социальных отношений, деятельности и сознания. Это относительно небольшие по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Форма, длительность, острота и результат кризиса может значительно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей человека, социальных и микросоциальных условий.
Среди кризисов взрослого возраста принято выделять и кризис 40-45 лет.
В работе было проведено эмпирическое исследование психологического состояния мужчин и женщин 40-45 лет.
Практически у всех респондентов обнаружился высокий уровень рассогласования в ценностно-смысловой сфере, выражающийся в преобладании малодоступных для них ценностей иждивенческого плана, потребительского подхода к жизни: не проявляя психической (интеллектуальной) активности и значительных трудовых усилий, они хотят хорошо себя чувствовать, «заниматься сексом», быть материально обеспеченными. В группе мужчин выявлено 3 человека с явно выраженным психологическим кризисов и 12 – со средним уровнем кризиса. Среди женщин выявлен только 1 человек с явно выраженным психологическим кризисов и 14 – со средним уровнем кризиса. При этом среднее значение выраженности кризиса выше у женщин. Из этого можно сделать вывод, что для мужчин более характерны полярные кризисные состояния, а для женщин, при большей склонности к переживанию кризиса свойственно большая адаптация к ситуации и значит – менее полярные значения уровня кризиса.
Это подтверждает нашу гипотезу, о том, что в возрасте 40- 45 лет мужчины и женщины переживают состояние которое можно назвать кризисным. средние значения интегральных показателей кризиса выше у женщин (51, 2), у мужчин – 48, 2.
Значение факторов внутреннего ощущения себя по отношению к другим, чувства опасности, восприятия нехватки времени – выше у женщин, а фактор ощущения физического спада выше в группе мужчин.
Очень важно оказывать поддержку людям в состоянии возрастного кризиса. Самая большая сложность в организации психологической поддержки взрослых — это нацелить человека на работу с самим собой. Достаточно часто наблюдается проекция кризиса на окружение, ив этом случае человек приходит на консультацию с запросом, совершенно неадекватным реальной ситуации. Например, он может попросить разобраться в его семейных проблемах, взаимоотношениях с начальником и т. п. Поэтому первое, что необходимо сделать, — это подойти к обсуждению собственных трудностей, т. е. помочь человеку признать наличие у него самого эмоциональных проблем.
Психологическая поддержка здесь осуществляется в соответствии с логикой, когда первым этапом является признание самим человеком факта вступления в трудную ситуацию. Соответственно следующим этапом может быть присвоение этой ситуации имени — «кризиса середины жизни». Для этого консультант может рассказать человеку о специфике и типичных проявлениях этого кризиса, о подведении итогов и корректировке своего дальнейшего пути, а главное — о необходимости смены внешней позиции на внутреннюю: переход от завоевания внешнего мира к завоеванию самого себя, от поисков пути во внешнем мире к поискам пути к самому себе. Иногда человеку бывает достаточно узнать, что происходящее с ним абсолютно нормально и, более того, закономерно. Дальнейшую внутреннюю работу он может осуществить самостоятельно.
Далеко не всегда рассказа о кризисе бывает достаточно. Некоторым требуется более длительная и глубокая поддержка. Как мы уже говорили, нередко человек страдает оттого, что, как ему кажется, он ничего не достиг в жизни, а времени на новые достижения уже не осталось.
Особенности кризисов взрослых
У взрослых большинство исследователей выделяет три основных кризиса: кризис молодости, кризис «середины жизни» и кризис старости, а также ряд менее значимых критических периодов.
Стадия ранней зрелости, или молодость (20—30 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность, периоду «стан ...
Методы профессионализации персонала. Формы и методы научения поведению
Научение (англ. learning), приобретение знаний, умений и навыков. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания, термин «научение» применяется преимущественно в психологии поведения и охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта. К научению относятся такие явления, как привыкание, запечат ...
Негативные личностные проявления. Агрессивность, упрямство детей дошкольного возраста
Очевидно, что ребенку присуща определенная агрессивность. Детская агрессивность, несомненно, подвергнет тяжелому испытанию наше терпение и создаст напряженность в отношениях с ребенком.
Крайне редко удается избавить ребенка от его агрессивности. Но даже если бы такое было возможно, не следовало стремиться к этому, потому что агрессивно ...