Материалы по психологии » Игра как средство развития семейных взимоотношений детей старшего дошкольного возраста » Теоретическая часть. Теоретические аспекты влияния игры на развитие семейных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста

Теоретическая часть. Теоретические аспекты влияния игры на развитие семейных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
Страница 1

В старшем дошкольном возрасте сохраняется высокая интенсивность психического развития. Происходят прогрессивные изменения в широком диапазоне психических характеристик – от психофизиологических функций до личностных черт.

В этот период у детей отмечается существенное снижение всех видов чувствительности. Повышается дифференцированность восприятия, происходит переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам – общепринятым представлениям об основных видах каждого свойства. К 6 годам формируется отчётливая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам.

Речь.

В дошкольном детстве завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребёнка, а также предметом сознательного изучения.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Интенсивно растёт словарный запас речи. Здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других – меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые.

Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребёнок 3-5 лет осваивает языковую действительность. В конце дошкольного возраста ребёнок переходит к контекстной речи. Он может пересказывать прочитанный рассказ или сказку, описать картинку, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном.

Использование новых форм речи, переход к развёрнутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребёнком в этот возрастной период.

В старшем дошкольном возрасте внимание

всё ещё сохраняет непроизвольный характер. Расширяющаяся система отношений с внешним миром, изменение содержания внешних впечатлений требует от ребёнка повышенного внимания. В связи с ростом сложности задач, которые приходится ему решать, существенно повышается устойчивость внимания, что проявляется, например, при рассматривании картинок, слушании рассказов. Постепенно дети всё в большей степени овладевают произвольным вниманием, направляя и удерживая его на определённых предметах, перенимая необходимые для этого приёмы у взрослых. Произвольное внимание является важным условием успешного обучения в школе. В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является «универсальным средством организации внимания» (В.С.Мухина). Речь даёт возможность заранее словесно выделить значимые для определённой задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. Непроизвольное внимание с трудом уступает место произвольному, даже старшим дошкольникам нелегко даётся длительное сосредоточение на какой-либо однообразной деятельности. Вместе с тем увлекательная игра может удерживать их внимание достаточно длительное время.

Память

в старшем дошкольном возрасте по преимуществу также носит непроизвольный характер. Ребёнок лучше запоминает то, что для него представляет интерес, даёт наибольшие впечатления. Объём запечатлеваемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания у детей 6-7 лет несколько снижается, а прочность запоминания возрастает. Увеличивается время, через которое он может воспроизвести полученные впечатления. Произвольное запоминание, только наметившееся на предыдущем этапе развития, получает своё дальнейшее развитие. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха. Перед ребёнком 6-7 лет уже может быть поставлена цель запомнить определённый материал. Этому способствует то, что ребёнок начинает использовать различные приёмы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала. Закладываются основы для более активного овладения произвольной памятью в школе.

Игра способствует развитию воображениядошкольника, необходимым условием участия в ней является наличие замещающей деятельности и предметов-заместителей. В старшем дошкольном возрасте замещение становится чисто символическим и постепенно начинается переход к действиям с воображаемыми предметами. Формирование воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи ребёнка. Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребёнка во взаимодействии с внешней средой, способствует её освоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности.

Страницы: 1 2


Психодинамическое значение сна
Психодинамический подход иллюстрирует теория А.М.Вейна, согласно которой существуют иерархическая построенная, целостная мозговая система, поддерживающая уровень бодрствования. В неё входят: ретикулярная активирующая система, поддерживающая уровень бодрствования; синхронизирующие аппараты, ответственные за медленный сон, и ретикулярные ...

Возникновение и развитие интереса.
Интерес возникает на основе познавательного влечения (желания) к той или иной области действительности.[8,18]. Переход интереса в склонность. Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на опреде ...

А.Н. Леонтьев о соотношении сознания и мотивов
· мотивы могут осознаваться, но, как правило, не осознаются, т.е. все мотивы можно разбить на два больших класса ― осознаваемые и неосознаваемые; · осознание мотивов – это особая деятельность, особая внутренняя работа; · неосознаваемые мотивы «проявляются» в сознании в особых формах – в форме эмоций и в форме личностных смыслов. ...