Материалы по психологии » Игра как средство развития семейных взимоотношений детей старшего дошкольного возраста » Теоретическая часть. Теоретические аспекты влияния игры на развитие семейных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста

Теоретическая часть. Теоретические аспекты влияния игры на развитие семейных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
Страница 2

Развитие пространственных представлений

ребёнка к 6-7 годам достигает высокого уровня. Для детей этого возраста характерны попытки проведения анализа пространственных ситуаций. Образ пространства становится не только более детальным, но и учитывает взаимное расположение предметов восприятия.

Для мышления

в этом возрасте наиболее характерно совершенствование оперирования представлениями на произвольном уровне. Эта возможность существенно повышается к 6 годам в связи с усвоением новых способов умственных действий. Формирование новых способов умственных действий в значительной степени опирается на усвоение определённых действий с внешними предметами, которыми ребёнок овладевает в процессе развития и обучения. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления. Оно характеризуется тем, что для решения возникающих перед ним задач ребёнок начинает использовать представления, не прибегая к практическим действиям. Дошкольный период завершается тем, что ребёнок осваивает высшую форму наглядно0образного мышления – наглядно-схематическое мышление. Это проявляется, например, в схематизме детского рисунка, умении использовать при решении задач схематические изображения.

Наглядно-схематическое мышление расширяет возможности ребёнка для освоения внешней среды, будучи средством приобретения новой информации.

Эмоциональная сфера

. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый, относительно стабильный, эмоциональный фон определяет динамика представлений ребёнка. Динамика образных представлений – более свободная и мягкая по сравнению с аффективно окрашенными процессами восприятия в раннем детстве.

Мотивационная сфера

. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребёнка связывают начало становления его личности.

Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Ребёнок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются и новые мотивы.

В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребёнка. Разнообразные мотивы приобретают относительную устойчивость. Выделяются доминирующие мотивы – преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии.

Усвоение норм морали способствует развитию произвольного поведения ребёнка.

Самосознание

формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

Самооценка

появляется во второй половине периода на основе первоначально чистой эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребёнок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения.

Ещё одна линия развития самосознания – осознание своих переживаний.

Для этого периода характерна половая идентификация: ребёнок осознаёт себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения.

Начинается осознание себя во времени. В 6-7- лет ребёнок помнит себя в прошлом, осознаёт в настоящем и представляет себя в будущем.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра

– это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение.

Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре. Играя, он учится общаться со сверстниками. Ребёнок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольников особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений. Это период первоначального становления личности. Центральным новообразованием этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознания.

Страницы: 1 2 


Проблема эмоционального развития в подростковом возрасте. Эмоции: понятие, функции и значимость в развитии личности
В современной психологии предлагается множество самых разнообразных определений понятия «эмоции». Эмоциями как правило называют такие явления душевной жизни, которые выражаются в переживании человеком своего отношения к окружающей действительности. В переводе с латинского языка emotio- означает «волную», «потрясаю». Наряду с ними выделя ...

Биография И.П. Павлова
Академик Иван Петрович Павлов (1849-1936) – великий русский ученый-физиолог, академик, лауреат Нобелевской премии, родился 27 сентября 1849 г. в г.Рязани. В 1875 г. с отличием окончил Санкт-Петербургский университет, а в 1879 г. – Медико-хирургическую академию. Стажировался в Германии у крупных физиологов Р. Гейденгайна и К. Людвига. В ...

Отрасли психологии и ее значение
До 70-х гг. психология существовала как единая дисциплина, не имеющая достаточно чётко выделенных отраслей. Однако с развитием психологии как науки начинают выделяться отрасли, составляющие самостоятельные разделы психологии. Основными из них являются: общая психология, раскрывающая природу и сущность психической деятельности человека, ...