Материалы по психологии » Игра как средство развития семейных взимоотношений детей старшего дошкольного возраста » Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития семейных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. Диагностическая программа, направленная на выявление семейных взаимоотношен

Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития семейных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. Диагностическая программа, направленная на выявление семейных взаимоотношен
Страница 1

Цель исследования: выявление уровня семейных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.

При подборе методик, диагностирующих особенности семейных взаимоотношений мы ориентировались на принципиальные положения детской психологии и педагогики, существующие в системе диагностики развития ребёнка.

Используемые методики:

методика исследования межличностных отношений (по Рене Жилю);

тест «Рисунок семьи».

Опросник для родителей «Опросник изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР)»;

методика оценки отношения родителей к ребёнку и жизни в семье (PARI);

1.Методика исследования межличностных отношений (по Рене Жилю).

Цель: исследование сферы межличностных отношений ребёнка с окружающими людьми.

Материал: 42 картинки с изображениями детей или детей и взрослых, текстовые задания.(см.Приложение).

Ход исследования:

Ребёнок рассматривает рисунки и отвечает на поставленные к ним вопросы, показывая выбранное им для себя место на изображённой картинке.

Фиксировалось: ответы детей на вопросы. Результаты обследования занесены в протоколы (см. Приложение 1).

2. Тест «Рисунок семьи».

Методика «Рисунок семьи» доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта о психологической коррекции нарушений семейных взаимоотношений, т.к. даёт представление о субъективной оценке ребёнком своей семьи, своего места в ней. В рисунке дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне передаёт смысл изображённого, чем вербальный язык.

Цель применения теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений. Методика даёт представление о субъективной оценке ребёнком своей семьи, своего места в ней, об отношении с другими членами семьи.

Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребёнком отношений в семье.

Материал: для работы необходимо использовать альбомный лист бумаги, простой карандаш, ластик.

Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что означает слово «семья», т.к. в этом искажается сама суть исследования. Если ребёнок спрашивает, что ему нарисовать, педагог должен просто повторить инструкцию.

Процедура проведения: после инструкции предлагают ребёнку лист бумаги и другие материалы, не указывая, как рисовать, как расположить лист. Засекают время. После того, как рисунок будет готов, фиксируется время, затраченное на рисование. Спрашивают ребёнка кого и где он изобразил.

Анализ

1. Время, затраченное на рисование.

2. Качество рисунка.

3. Кого из членов ребёнок изобразил первым, кого вторым, третьим, последним.

4. Расположение рисунка на листе.

5. Группировка персонажей группы.

6. Включение «лишних» персонажей.

7. Пропорции фигур.

8. Размер фигур.

9. Сила нажима карандаша.

10.Наличие штриховки ит.п.

11.Соотношение реального и изображаемого на рисунке состава семьи.

Вследствие привлекательности и естественности задания, методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта с ребёнком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.

Рисунок семьи, как и все проективные методики нуждаются в глубоко индивидуальном подходе. Ребёнку даётся инструкция: «Нарисуй, пожалуйста,, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что такое «семья», т.к. в этом искажается сама суть исследования. Если ребёнок спрашивает, что ему рисовать, педагог должен просто повторить инструкцию. Время рисования не ограничивается. После выполнения задания надо стремиться получить максимум информации вербальным путём. Обычно задаются вопросы такого типа:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? Кто самый несчастливый? Почему?

Последние вопросы провоцируют ребёнка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребёнок склонен делать. Поэтому, если ребёнок не отвечает на них или отвечает формально, не стоит настаивать.

Выводы делаются относительно взаимоотношений ребёнка и других членов семьи, особенно взрослых: что является конфликтной зоной, фактором невротизации ребёнка.

3. Опросник «Взаимодействие родитель – ребёнок»

Цель: изучение особенностей взаимодействия родителей с детьми.

Страницы: 1 2


Ассоциация
Необходимый элемент для запоминания – это ассоциация. Она фактически объясняет сам механизм работы памяти. Наш мозг представляет собой в основном ассоциирующий механизм. Так, если после нескольких минут молчания кто-то скажет вам: «Вспоминайте!», то ваша память этому приказу не подчинится, она окажется бездейственной и спросит: «Что им ...

У. Джемс. Личность[35]
Личность и «я». О чем бы я ни думал, я всегда в то же время более или менее осознаю самого себя, свое личное существование. Вместе с тем ведь это я сознаю, так что мое самосознание является как бы двойственным – частью познаваемым и частью познающим, частью объектом и частью субъектом; в нем надо различать две стороны, из которых для кр ...

Эмпирическое исследование психологических особенностей больных с хроническими соматическими заболеваниями. Программа исследования
Цель исследования – изучение психологических особенностей больных с хроническими соматическими заболеваниями. Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить состояния проблемы адаптации больных с хроническими заболеваниями. 2. Провести вторичный анализ публикаций, связанных с особенностями личности хр ...