Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития семейных
взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. Диагностическая
программа, направленная на выявление семейных взаимоотношенСтраница 2
При заполнении опросника родителям предлагалось оценить степень согласия с каждым утверждением по пятибалльной системе:
1 балл – совершенно не согласен, это утверждение совсем не подходит;
5 баллов – совершенно согласен, это утверждение совершенно подходит.
В опроснике «Взаимодействие родитель – ребёнок» для родителей дошкольников представлены следующие 10 шкал.
1-я шкала: нетребовательность – требовательность родителя
2-я шкала: мягкость – строгость родителя
3-я шкала: автономность – контроль по отношению к ребёнку
4-я шкала: эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребёнка к родителю
5-я шкала: отвержение – принятие ребёнка родителями
6-я шкала: отсутствие сотрудничества – сотрудничество
7-я шкала: тревожность за ребёнка
8-я шкала: непоследовательность – последовательность
9-я шкала: воспитательная конфронтация в семье
10-я шкала: удовлетворённость отношениями ребёнка с родителем
Фиксировалось: ответы родителей. (см. Приложение 2).
Опросник с утверждениями и ключ см. Приложение
4. Методика оценки отношения родителей к ребёнку и жизни в семье (PARI)
Цель: изучение отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы – американские психологи Е.Шефер и Р.Белл. Методика была адаптирована Т.В.Нещерт.
Методика состоит из 115 суждений, в которой выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребёнку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 – касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся га 3 группы:
1 – оптимальный эмоциональный контакт;
2 – излишняя эмоциональная дистанция с ребёнком;
3 – излишняя концентрация на ребёнке.
Шкалы эти выглядят следующим образом:
1.Отношение к семейной роли
2.Отношение родителей к ребёнку
2.1.Оптимальный эмоциональный контакт
2.2.Излишняя эмоциональная дистанция с ребёнком
2.3.Излишняя концентрация на ребёнке
Каждая шкала измеряется с помощью определённых признаков. А каждый признак, в свою очередь, измеряется с помощью суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смысла содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определённой последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака. Таким образом, максимальная выраженность признака – 20; минимальная – 5; 18, 19, 20 – высокие оценки; соответственно 8, 7, 6, 5 – низкие.
Фиксировалось: ответы родителей .
Признаки шкал, список утверждений и ключ см. Приложение
Сущность творчества как психологического процесса, стадии творчества
Творчество - это созидание нового, это и механизм развития личности. При психологическом изучении творчества обычно большое внимание уделяется процессу творчества, изменению состояний человека, создающего новое.
Многочисленные наблюдения и исследования показывают, что главное в творчестве происходит на переходе от видения - слышания - ...
Диагностический инструментарий исследования
Исследование студентов проводилось с помощью следующих методик:
1. Тест - опросник коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) (автор Федоришин Б.А.)
2. Тест коммуникативных умений (Автор: Михельсон Л. Перевод и адаптация Гильбуха Ю. З.) ...
Формирование предпосылок усвоения речи
Потребность общения создает основу для возникновения подражания звукам человеческой речи. Ребенок рано начинает затихать, прислушиваться, если взрослый с ним заговаривает. После трех месяцев, когда ребенок в хорошем расположении духа, он постоянно издает звуки, гулит. Часто гуление становится интенсивнее, если взрослый наклоняется над к ...