Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития семейных
взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. Диагностическая
программа, направленная на выявление семейных взаимоотношенСтраница 2
При заполнении опросника родителям предлагалось оценить степень согласия с каждым утверждением по пятибалльной системе:
1 балл – совершенно не согласен, это утверждение совсем не подходит;
5 баллов – совершенно согласен, это утверждение совершенно подходит.
В опроснике «Взаимодействие родитель – ребёнок» для родителей дошкольников представлены следующие 10 шкал.
1-я шкала: нетребовательность – требовательность родителя
2-я шкала: мягкость – строгость родителя
3-я шкала: автономность – контроль по отношению к ребёнку
4-я шкала: эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребёнка к родителю
5-я шкала: отвержение – принятие ребёнка родителями
6-я шкала: отсутствие сотрудничества – сотрудничество
7-я шкала: тревожность за ребёнка
8-я шкала: непоследовательность – последовательность
9-я шкала: воспитательная конфронтация в семье
10-я шкала: удовлетворённость отношениями ребёнка с родителем
Фиксировалось: ответы родителей. (см. Приложение 2).
Опросник с утверждениями и ключ см. Приложение
4. Методика оценки отношения родителей к ребёнку и жизни в семье (PARI)
Цель: изучение отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы – американские психологи Е.Шефер и Р.Белл. Методика была адаптирована Т.В.Нещерт.
Методика состоит из 115 суждений, в которой выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребёнку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 – касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся га 3 группы:
1 – оптимальный эмоциональный контакт;
2 – излишняя эмоциональная дистанция с ребёнком;
3 – излишняя концентрация на ребёнке.
Шкалы эти выглядят следующим образом:
1.Отношение к семейной роли
2.Отношение родителей к ребёнку
2.1.Оптимальный эмоциональный контакт
2.2.Излишняя эмоциональная дистанция с ребёнком
2.3.Излишняя концентрация на ребёнке
Каждая шкала измеряется с помощью определённых признаков. А каждый признак, в свою очередь, измеряется с помощью суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смысла содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определённой последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака. Таким образом, максимальная выраженность признака – 20; минимальная – 5; 18, 19, 20 – высокие оценки; соответственно 8, 7, 6, 5 – низкие.
Фиксировалось: ответы родителей .
Признаки шкал, список утверждений и ключ см. Приложение
Исследование эмоционального развития подростков. Описание
методик для исследования
Диагностика выступает как неотъемлемая часть психологического сопровождения, и от ее качества во многом зависит успешность деятельности всей системы психологического сопровождения.
Для определения эмоционального развития у подростков, выяснения причин возможных отклонений можно использовать следующие методы диагностики:
- наблюдение; ...
Значение теории З. Фрейда
Благодаря З. Фрейду современные люди поняли две вещи:
1. Все психологические проблемы родом из детства. Если мы хотим вырастить полноценного, здорового человека, необходимо относиться к ребенку со всей возможной любовью и вниманием. Во времена Фрейда матери наказывали грудных детей за то, что те сосут палец. В наше время сознательный р ...
Влияние хронического соматического заболевания на характер психического
развития человека
В отечественной медицине психологии больного всегда уделялось пристальное внимание. Еще классики клинической медицины М.Я. Мудро, З.П. Боткин, Г.А. Захарькин, Н.И. Пирогов довольно убедительно обосновали принципы лечения не болезни, а больного. Большую роль в формировании медицинской психологии, а следовательно, и в психологии больного ...