Материалы по психологии » Характеристика рефлексии студентов вузов » Рефлексия как комплексная детерминанта организации учебной деятельности. Становление взглядов и основные современные подходы к исследованию рефлексии в психологии

Рефлексия как комплексная детерминанта организации учебной деятельности. Становление взглядов и основные современные подходы к исследованию рефлексии в психологии
Страница 1

Несмотря на то, что практически все современные подходы к понима­нию рефлексии опираются в своей основе на различные направления философской мысли, после выделения психологии как самостоятель­ной области научных исследований на рубеже XIX и XX веков пробле­ма рефлексии оказалась вытесненной из психологии, опиравшейся в этот период своего развития на методологию естественных наук.

Среди различных направлений, сформировавшихся в психоло­гии в первую треть XX века, сложилось неоднозначное отношение к проблематике рефлексии - от полного отрицания необходимости исследования этой проблемы в контексте психологического знания до признания ее основным психологическим методом. При этом от­сутствовала не только единая система взглядов на состав и структуру рефлексивных процессов, но и не было сформулировано како­го-либо четкого определения рефлексивной функции.

Только в 1930-х годах А. Буземаном было сформулировано «психологическое» определение рефлексии как перенесения пережива­ния с внешнего мира на себя [83]. Автор также впервые предло­жил выделить психологию рефлексии в самостоятельную область исследований.

Первое систематическое изложение философских и психологи­ческих представлений о рефлексии осуществлено бельгийским фи­лософом А. Марком в 1948 г. в его труде «Психологии рефлексии» [62].

Нельзя сказать, что ассимиляция этих представлений другими психологическими направлениями шла гладко и безболезненно. Подчеркнем, что данный процесс отнюдь не за­вершен и в настоящее время.

Особый интерес, с нашей точки зрения, представляет динамика взглядов на рефлексивные феномены в русле когнитивной психоло­гии. В рамках этого направления психические процессы анализиру­ются как процессы переработки информации, существующие в ви­де систем с входом, выходом и перерабатывающим устройством. Большое число работ когнитивистов [16 и др.] посвящено исследованию процессов мышления и памяти. Именно в этих работах впервые были обозначены и описаны такие, по сути, рефлексивные феномены, как метапамять (память о соб­ственной памяти) и метамышление (как процессы регуляции мышления). Углубление исследований в этом направлении привело к воз­никновению особого направления в современной психологии - метакогнитивизма, датируемого публикацией в 1971 г. первой работы Дж. Флейвелла о метапамяти [106]. В рамках метакогнитивного подхода сформировалось понятие о классе регулятивных метапроцессов как осо­бой подструктуре системы переработки информации, послужившее основой для создания современной когнитивной парадигмы исследо­вания рефлексивных способностей.

В целом в развитии взглядов на проблему рефлексии в зарубеж­ной психологии прослеживаются две основные линии. Первая бе­рет свое начало от интроспективной психологии, признавшей реф­лексивные процессы основными в функционировании психики, а рефлексирование - базовым методом исследования сознания. Значительно видоизменяясь, эти взгляды нашли свое отражение в таких современных направлениях, как гуманистическая психоло­гия, гештальтпсихология, указывающее на важность сознательного отслежива­ния и регуляции ритмов контакта индивида со средой, экзистенци­альная психология. Вторая, хронологически более поздняя линия развития берет начало в ранних работах по исследованию мышле­ния в когнитивной психологии. Ее дальнейшее развитие связано с выделением и исследованием процессов, не участвующих непо­средственно в переработке информации, а регулирующих ее осу­ществление, которые впоследствии были обозначены как «мета-процессы».

Становление психологии рефлексии в отечественной науке, как от­мечает И.Н. Семенов, «изначально носило комплексный, междис­циплинарный характер и стимулировалось как развитием философ­ской мысли в области гносеологии, логики и методологии научного познания, так и необходимостью психологического обеспечения по­требностей практики управления наукой, совершенствования обра­зования, организации проектирования систем "человек - машина", проведения оргдеятельностных игр и т. п.» [87]. В целом в развитии отечественной психологии рефлексии автор выделяет пять основных этапов:

1. 1920 - 1950-е годы. Данный этап характеризуется развитием психологии на базе методологии марксизма, и рефлексия в рамках данного гносеологического направления выступает как общепсихо­логический принцип познания осознанных и произвольных психи­ческих явлений (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.В. Кравков).

2. 1950 - 1960-е годы на первый план выходит проблематика сознания и формирование деятельностного подхода к анализу психических явлений (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Шорохова). В методологии научного познания актуальны­ми становятся проблемы научного мышления (Б.М. Кедров, В.Н. Садовский, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин и др.), поиска методологи­ческих средств системного анализа научного знания, моделирования мышления человека на ЭВМ. Данные проблемы стимулировали со­здание таких моделей рефлексии, как «рефлексивный выход» (Г. П. Щедровицкий), «система с рефлексией» (М. А. Розов), «рефлек­сивное управление» (В. А. Лефевр).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Иерархия потребностей
Маслоу определяет невроз и психологическую неприспособленность как "болезни лишенности", то есть считает, что они вызываются лишением удовлетворения определенных фундаментальных потребностей, так же как недостаток определенных витаминов вызывает физическую болезнь. Примерами фундаментальных потребностей могут служить физиолог ...

Техника общения. Методы предотвращения коммуникативных барьеров
Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы – предпочтительные средства общения, включая вербальные и невербальные. Прежде чем вступить в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнёра по общению, оценить его ка ...

Эмоциональная неуравновешенность
Дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огор­чить или обидеть, так как они почти совсем еще не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который ката­ется по полу от ...