Материалы по психологии » Характеристика рефлексии студентов вузов » Рефлексия как комплексная детерминанта организации учебной деятельности. Становление взглядов и основные современные подходы к исследованию рефлексии в психологии

Рефлексия как комплексная детерминанта организации учебной деятельности. Становление взглядов и основные современные подходы к исследованию рефлексии в психологии
Страница 3

Таким образом, проведенный анализ указывает на то, что к насто­ящему времени оформился ряд актуальных проблем теоретического и экспериментального исследования рефлексии. Это разработка ти­пологии функций рефлексии в организации деятельности и общения, исследование рефлексии как уровня (или компонента) мышления и механизма саморазвития личности в творческом процессе, а также проведение прикладных исследований рефлексии для практически значимых разработок в области социальной, педагогической, инже­нерной психологии и патопсихологии.

Учитывая междисциплинарный характер проблем, связанных с рефлексией, можно сказать, что в зависимости от той области, в которой проводится психологическое или любое другое исследо­вание, выделяется та, или иная грань рефлексии, акцентируется тот или иной ее аспект. Столь широкий спектр исследований в облас­ти рефлексии обусловлен тем, что рефлексивные процессы вклю­чены в регуляцию практически всех сфер человеческой активно­сти. Последнее свидетельствует о важности изучения этого базис­ного, основополагающего свойства, а также о малоперспективности использования традиционного аналитического подхода к его изучению.

Вместе с тем обширное использование знаний о рефлексии пси­хологами в теоретических и прикладных исследованиях самых раз­ных психических явлений, а также несомненная практическая зна­чимость этих знаний и недостаточная разработанность этого понятия диктуют необходимость интенсификации исследований рефлексии. При этом приходится, однако, учитывать специфику рефлексии как предмета научного исследования и своеобразие данной проблемы в целом. Специфичность понятия рефлексии состоит в том, что оно фактически имеет статус общенаучной категории. Кроме того, в структуре этой комплексной проблемы, а также в истории ее возникновения и раз­вития наиболее сильны философские традиции разработки, а абст­рактно-философский подход к ее изучению все еще доминирует над конкретно-научными исследованиями [91].

По нашему мнению, проблему рефлексии необходимо трактовать как междисциплинарную, комплексную не только в традиционном смысле этого слова. Она является также и междисциплинарной внутрипсихологической проблемой: последнее означает, что она реально разрабатывается не в какой-либо одной, а сразу в нескольких психо­логических дисциплинах. В этом отношении необходимо различать два значения самого словосочетания «рефлексия как общепсихологическая проблема». С одной стороны, оно означает, что рефлексия является предметом изучения в общей психологии и, более того, что этой фундаментальной дисциплине принадлежит (и должна при­надлежать!) лидирующая роль в разработке рефлексивной проблема­тики. С другой стороны, это означает, что проблема рефлексии явля­ется общей для многих психологических дисциплин.

Из-за исключительной сложности и специфичности свойства рефлексивности материал, касающийся проблематики рефлексии, также является крайне разнородным и мало структурированным. Очень труд­но выделить какую-то единую, общепринятую концепцию, которой можно было бы придерживаться в разработке проблемы реф­лексивности.

Одним из наиболее показательных с точки зрения логики разви­тия проблемы рефлексии и характеристики спектра проводимых в настоящее время исследований является направление, связанное с типологизацией рефлексивных феноменов. Оно одновременно по­зволяет «перекинуть мост» от историко-научного аспекта проводи­мого здесь анализа к характеристике современного состояния проблемы рефлексии [96].

Вопрос о типологизации рефлексивных феноменов решается в современной психологии рефлексии неоднозначно, при этом авто­ры расходятся во мнениях относительно самой возможности выде­ления групп рефлексивных процессов [93].

В частности, Д.И. Дубровский и Д.И. Суарес Родригес, считая реф­лексию «целостным» феноменом, отвергают возможность типологиза­ции ее форм и проявлений [16]. Тем не менее, большинство авторов: И.Н. Степанов, С.Ю. Семенов, А.Б. Холмогорова, В.И. Слободчиков и др. - предлагают различные классификации рефлексивных процес­сов, расходясь в критериях выделения их типов [88; 90; 108].

Ю. И. Лобанова различает два вида рефлексии по направленно­сти на рефлектируемый объект: предметную, контролирующую кон­структивную деятельность, и социально-психологическую, обслужи­вающую ситуации микросоциального взаимодействия [46]. По со­держанию рефлексивных процессов автор выделяет доличностную, личностную и межличностную рефлексию. Тем не менее, остается непонятным, что именно выделяет автор: виды или этапы формиро­вания рефлексивных процессов.

В. И. Слободчиков, исследуя генезис рефлексии, называет че­тыре ее уровня: полагающую, сравнивающую, определяющую и интегрирующую [90]. Данные уровни, сформировавшись, становятся в зрелом возрасте формами рефлексии, выпол­няющими определенные функции в деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Заключение.
На основе изложенных фактов и тех экспериментов, что были проведены, можно с уверенностью сказать явление биоэнергетического взаимодействия в процессе коммуникации существует. А телепатия и другие экстрасенсорные способности это особенности психического и энергетического строения человека. И каждый человек в той или иной степени владеет ...

История развития и области применения факторного анализа. Краткий очерк истории развития факторного анализа.
Факторный анализ представляет собой ветвь математической статистики. Часто встречающееся ошибочное представление о факторном анализе как о психологической теории имеет свою причину: факторный анализ зародился и всегда интенсивно применялся в психологической науке. Первоначальная цель его состояла в построении математических моделей спос ...

Методы предупреждения и преодоления профессионального стресса
В последние годы активное внимание привлекают новые технологии предупреждения и преодоления профессионального стресса. Некоторые из них направлены на широкое информирование специалистов коммуникативных профессий о ранних признаках "выгорания" и факторах его риска. Чем раньше и больше узнают врачи о том, как возникает и какими ...