Психологические теории эмоций
Страница 6

12. Система печени энергетически поддерживает мозг, тонизирует его, что способствует настрою мышления на энергичное, решительное разрешение задач и проблем. При патологии перевозбуждает мозг или искажает психическую деятельность. Состояние системы печени, очевидно, определяет способность человека вносить свой вклад в совместную деятельность, прежде всего в интеллектуальную. Весьма вероятно, что человек, у которого здоровая печень, мыслит активно и быстро, откликается на идеи партнеров, способствует интеллектуальному сотрудничеству. Напротив, сотрудничество менее достижимо, если у человека имеются нарушения в системе почек и, соответственно, появляется медлительность мышления, неуверенность при решении задач и постановке проблем.

Как видим, физическое состояние человека существенно влияет на эмоциональный стереотип поведения.

Таково влияние соматики на психику.

Однако возможно и обратное воздействие, когда сложившийся у человека эмоциональный стереотип поведения накладывает отпечаток на переживание физического состояния.

Это - закономерность психосоматического характера. Например, по-разному относятся к своему физическому самочувствию оптимисты и пессимисты, тревожно-мнительные и эмоционально-уравновешенные натуры.

Функциональный эмоциональный стереотип способствует достижению внутреннего психологического комфорта, поскольку при участии соответствующих эмоций облегчается протекание всей психической деятельности.

В этом смысле наиболее функциональны "чистые" эмоции, то есть природные эмоциональные программы, среди них: радость и печаль, гнев и отвращение, удивление и интерес, смех и плач, стыд и вина, злость и презрение. Проявленные без какого-либо принуждения не утрированно, эти эмоции наилучшим образом способствуют энергетическому обмену между внутренней и внешней средой.

"Чистые" эмоции не вредят.

Поэтому не следует их сдерживать в себе, надо лишь позаботиться об адекватной и коммуникабельной форме их проявления. Не стоит также осуждать "чистые" эмоции у других людей, как и всякое контролируемое проявление естества.

Положительная психическая энергия легко вступает во взаимодействие с энергетикой партнеров по взаимодействию.

Иначе обстоит дело с отрицательной психической энергией. Она, главным образом, функционирует внутри самой личности, нагнетается в ней и, весьма вероятно, находит мишень - подвергает атакам слабый внутренний орган. Связь психического и соматического известна - неблагоприятные психические состояния отражаются на деятельности сопряженных с ними внутренних органов. Особенно, если личность сдерживается от эмоциональных разрядок.

Естественно, какая-то часть энергий прорывается вовне, вступает во взаимодействие с энергией партнеров. При их наличии негативные заряды адресованы окружающим, такова зловредность - обычно она изливается на партнеров и т. д. Но облегчают ли состояние человека подобные негативные энергетические выплески вовне? Чаще всего нет. Дело в том, что эти всплески в отраженном виде возвращаются назад: партнеры сопротивляются негативной энергетической экспансии, осуждают нас за это, платят нам тем же. Да и сами мы нередко переживаем тот факт, что вызываем дискомфорт у окружающих. Наиболее драматично положение тех, кто, обладая отрицательной энергией, сдерживает ее в себе, "гоняет" с одного личностного уровня на другой. Психическая энергия концентрируется в человеке и начинается разрушать его здоровье. Последствия известны: вначале - мышечные зажимы, затем - дезорганизующие эмоциональные реакции, а в результате - соматическая деформация. Энергия эмоций, не нашедшая выхода, приводит в первую очередь к блокированию движений тела. Поэтому верный признак нарушений в эмоциональной сфере - энергетические "зажимы". Они могут возникнуть под влиянием внешних обстоятельств, например, в результате излишне строгого воспитания, давления мнений окружающих, а также вследствие официальности или недоброжелательности атмосферы совместной деятельности. Среди внутренних причин эмоциональных энергетических "зажимов" назовем: неуверенность личности в себе, закомплексованность, боязнь чего-либо или кого-либо, отсутствие навыков непринужденного и в то же время контролируемого эмоционального поведения, неудовлетворительное состояние психики в целом. Что произойдет, если эмоциональная энергия по каким-либо причинам - внешним или внутренним - не найдет себе "выхода" посредством экспрессии? В таком случае энергия "застрянет" и сконцентрируется либо по пути своего движения в каком-нибудь внутреннем органе, либо в конечном своем пункте, то есть в органе тела, с помощью которого она должна была нейтрализоваться, "выйти" наружу. Сдерживание подавляемых эмоций приводит к концентрации их энергий в тех или иных частях тела. Которые в дальнейшем становятся та называемыми "органами-мишенями", которые в первую очередь подвергаются соматическим заболеваниям. Психологическая напряженность ведет к физической; возникают спазмы магистральных сосудов, а также мышц, скелета и внутренних органов, включая мозг. Это "эмоциональная эпилепсия". Состояние напряженности длится, пока сохраняются силы; когда же они истощаются, орган, находящийся под воздействием энергии эмоций, ослабевает и обычно вызывает целую серию психосоматических проявлений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Выводы
В свободное время респонденты экспериментальной группы предпочитают смотреть телевизор, слушать музыку, встречаться с друзьями. Опрошенные из контрольной группы на первое место предпочитают встречаться с друзьями, смотреть телевизор и ходить в театры. В списке наиболее предпочитаемых кинофильмов первое место у респондентов эксперимента ...

Исследование эмоционального развития подростков. Описание методик для исследования
Диагностика выступает как неотъемлемая часть психологического сопровождения, и от ее качества во многом зависит успешность деятельности всей системы психологического сопровождения. Для определения эмоционального развития у подростков, выяснения причин возможных отклонений можно использовать следующие методы диагностики: - наблюдение; ...

Первые дни ребенка в школе
1 сентября у порога в школу - ребенок-дошкольник. В тот же день, когда он выйдет из школы, он выйдет из нее школьником. Это чрезвычайное по значимости событие в жизни ребенка. Ожидания начала школьных занятий - это и радость, и большая тревога. Чем ближе тот самый день, тем больше эмоциональная напряженность ребенка. Накануне мальчики ...