Психологические теории эмоций
Страница 7

Например, испытав мощную концентрацию энергий, система тонкого кишечника оказывается энергетически опустошенной, возникают невротические жалобы: чувство бессилия, слабости, слезливость, умственная истощенность и в то же время раздражительность, истеричность, повышенная чувствительность к шуму, яркому свету и, естественно, к неприятностям, обидам, неудачам. В. Райх предложил различать несколько зон (сегментов) мышечных зажимов, которые возникают вследствие сдерживания энергии эмоций. По его мнению, мышечные зажимы выполняют функцию "защитного панциря" - под ним скрываются подавленные эмоции. При снятии "зажимов" освобождаются эмоции, а при удовлетворении эмоций исчезают "зажимы". Для "распускания панциря" используется несколько приемов:

- прямое физическое воздействие на хронические мышечные "зажимы" (массаж, давление, защипывание, разминание мышц); - накопление и последующий "выхлоп" энергии посредством глубокого резкого дыхания; - анализ причин, способствующих усилению или "распусканию" мышечных зажимов , проводимый совместно с пациентом.

Основные защитные "панцири" по В. Райху:

1. Глазной сегмент - включает глаза, лоб. Защитный "панцирь" проявляется "пустым" выражением глаз, которые смотрят как бы из-под маски; малой подвижностью глаз, век; малой подвижностью лба. Сегмент фиксирует энергии эмоций, возникших в результате нерешенных жизненных проблем, как следы длительных неприятных впечатлений, а также частых интеллектуальных затруднений. "Распускание" зажимов осуществляется посредством физических упражнений для глаз, мышц лба путем максимального раскрытия век, свободного выразительного движения глазных яблок, движений бровями и надбровньми дугами.

2. Оральный сегмент - включает мышцы рта, подбородка, горла, затылка. Челюсти могут быть или чрезмерно сжатыми или неестественно расслабленными. В этом сегменте сосредоточиваются и подавляются энергии таких эмоций, как крик, плач, гнев, гримасничание. Защитный "панцирь" может быть устранен посредством имитации плача, произношения звуков, мобилизующих губы, рвотных движений и прямого размыкания соответствующих групп мышц.

3. Сегмент мышц шеи и языка. "Панцирь" этого сегмента удерживает гнев, крик, плач. Основным приемом распускания этого кольца являются насильственный крик, вопли, рвотные движения.

4. Грудной сегмент включает широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, всю грудную клетку и руки. Сегмент блокирует смех, гнев, печаль, страсть. Сосредоточенная в данном панцире энергия может быть устранена посредством дыхательных движений (полный глубокий вдох), а также разминанием мышц плеч, предплечий и кистей.

5. Сегмент диафрагмы, солнечного сплетения и мышц спины. Наличие "зажимов" в этом сегменте вызывает выгнутость позвоночника вперед. "Панцирь" удерживает, в основном, сильный гнев. "Распускается" посредством дыхательных упражнений, рвотных движений и разминания соответствующих групп мышц.

6. Сегмент мышц поясницы и живота фиксирует энергетику эмоций страха нападения, злости и чувства неприязни. "Распускание" этого сегмента сравнительно нетрудно при условии, если предыдущие сегменты уже "открыты".

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Д.Н. Узнадзе Установка у человека. Проблема объктивации[70]
…Нет ничего характернее для человека, чем тот факт, что окружающая его действительность влияет на него двояко – либо прямо, посылая ему ряд раздражений, непосредственно действующих на него, либо косвенно, через словесные символы, которые, сами не обладая собственным независимым содержанием, лишь презентируют нам то или иное раздражение. ...

Голосовые характеристики
Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса, его тембр. Экстралингвистика – это включение в речь пауз («Хорошо… я дам поручение» — пауза после слова «хорошо» может служить признаком того, что руководитель не хочет этого делать, сейчас слишком занят, не хочет давать поручения или ...

Введение. Актуальность исследования
Младший школьный возраст – это период осознания ребёнком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческий отношений. Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для дифференцированной адекватной самооценки. В психолого-педагогических исследованиях вопросы самооценки исследуются достаточно широко; наиболее полная разработ ...