Психологические теории эмоций
Страница 7

Например, испытав мощную концентрацию энергий, система тонкого кишечника оказывается энергетически опустошенной, возникают невротические жалобы: чувство бессилия, слабости, слезливость, умственная истощенность и в то же время раздражительность, истеричность, повышенная чувствительность к шуму, яркому свету и, естественно, к неприятностям, обидам, неудачам. В. Райх предложил различать несколько зон (сегментов) мышечных зажимов, которые возникают вследствие сдерживания энергии эмоций. По его мнению, мышечные зажимы выполняют функцию "защитного панциря" - под ним скрываются подавленные эмоции. При снятии "зажимов" освобождаются эмоции, а при удовлетворении эмоций исчезают "зажимы". Для "распускания панциря" используется несколько приемов:

- прямое физическое воздействие на хронические мышечные "зажимы" (массаж, давление, защипывание, разминание мышц); - накопление и последующий "выхлоп" энергии посредством глубокого резкого дыхания; - анализ причин, способствующих усилению или "распусканию" мышечных зажимов , проводимый совместно с пациентом.

Основные защитные "панцири" по В. Райху:

1. Глазной сегмент - включает глаза, лоб. Защитный "панцирь" проявляется "пустым" выражением глаз, которые смотрят как бы из-под маски; малой подвижностью глаз, век; малой подвижностью лба. Сегмент фиксирует энергии эмоций, возникших в результате нерешенных жизненных проблем, как следы длительных неприятных впечатлений, а также частых интеллектуальных затруднений. "Распускание" зажимов осуществляется посредством физических упражнений для глаз, мышц лба путем максимального раскрытия век, свободного выразительного движения глазных яблок, движений бровями и надбровньми дугами.

2. Оральный сегмент - включает мышцы рта, подбородка, горла, затылка. Челюсти могут быть или чрезмерно сжатыми или неестественно расслабленными. В этом сегменте сосредоточиваются и подавляются энергии таких эмоций, как крик, плач, гнев, гримасничание. Защитный "панцирь" может быть устранен посредством имитации плача, произношения звуков, мобилизующих губы, рвотных движений и прямого размыкания соответствующих групп мышц.

3. Сегмент мышц шеи и языка. "Панцирь" этого сегмента удерживает гнев, крик, плач. Основным приемом распускания этого кольца являются насильственный крик, вопли, рвотные движения.

4. Грудной сегмент включает широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, всю грудную клетку и руки. Сегмент блокирует смех, гнев, печаль, страсть. Сосредоточенная в данном панцире энергия может быть устранена посредством дыхательных движений (полный глубокий вдох), а также разминанием мышц плеч, предплечий и кистей.

5. Сегмент диафрагмы, солнечного сплетения и мышц спины. Наличие "зажимов" в этом сегменте вызывает выгнутость позвоночника вперед. "Панцирь" удерживает, в основном, сильный гнев. "Распускается" посредством дыхательных упражнений, рвотных движений и разминания соответствующих групп мышц.

6. Сегмент мышц поясницы и живота фиксирует энергетику эмоций страха нападения, злости и чувства неприязни. "Распускание" этого сегмента сравнительно нетрудно при условии, если предыдущие сегменты уже "открыты".

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Виды эмоциональных нарушений и причины их возникновения
Эмоциональное неблагополучие подростков –один из объектов внимания школьных психологов, педагогов, родителей. Эмоциональные нарушения представляют, с одной стороны, отклонения от нормы, а с другой стороны приводят к возникновению нарушений социальных контактов подростка. Одно из наиболее ярких проявлений эмоционального неблагополучия- ...

Эмпирическое исследование развития рефлексии в младшем школьном возрасте. Планирование и организация исследования
Задачей практической части нашего исследования является изучение развития рефлексии в младшем школьном возрасте. Исследование проводилось на базе Тотемской средней школы № 3 (начальные классы). В исследовании участвовали учащиеся первого класса в возрасте от 7 до 8 лет. Количество детей – 18 человек. Из них 7 девочек и 11 мальчиков. Э ...

Представления о предмете психологии очень расплывчаты. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения людей, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку (например, "тен
Развитие психологии поставило вопрос о факторах, определяющих сознание, в рамках которых происходит осознание. В XVII веке этот вопрос ставился как проблема выделения "алфавита человеческих мыслей", у И.Канта появились "априорные категории разума", такие как время, пространство, причина, субстанция, выйти за рамки ко ...