Методы психологического воздействия на личностьСтраница 8
А.В. Дулов и А.Р. Ратинов включают внушение в психологический арсенал работников правоохранительных органов.
Под внушением подразумевается воздействие, ведущее к некритическому восприятию чужой позиции, принятию ее как своей собственной. Это внушение может быть сделано в форме приказа, строго окрика, тихого шепота, команды переданной нормальным голосом и т.д. Косвенное внушение заключается в том, что при дефиците информации процессуальный противник юриста-практика получает ее о фактах, прямо не относящихся к правонарушению. Сведения ему сообщаются так и в таком объеме, чтобы изменить первичную направленность его позиции, побудить переосмысление в содеянном, раскаяться, дать правдивые показания. В этом случае внушение опирается на использование положительных качеств личности.
Косвенное внушение совершается с помощью передачи информации, сведений о жизни правонарушителя, потерпевшего, свидетеля, создающих убеждение в полной информированности работника правоохранительных органов. Это могут быть прямые нейтральные высказывания по поводу деталей отношений правонарушителя с его соучастниками, или о его работе, увлечениях и т.п. вопросы, свидетельствующие об осведомленности работника правоохранительных органов, в частности о том, как проводил время исследуемый до и после совершения правонарушения, и т.д. Следует отметить, что внушение рассчитано на подавление, подчинение воли лица, на которое воздействуют при помощи этого метода. В то же время нельзя забывать, что имеется значительное количество разновидностей метода внушения, применяемых с учетом особенностей целей и условий воздействия. Разновидностью метода внушения является и метод приказа, являющийся средством психологического принуждения. Без принуждения невозможно, в частности, проведение работы по перевоспитанию лиц, совершивших преступление, что обеспечивает изменение установок, привычек определенного лица. Под воздействием принуждения осуществляется процесс постепенного отвыкания от вредных, отрицательных привычек и привыкания к положительным. В результате выработки привычек, навыков к труду, к дисциплине начинает формироваться новый человек с определенными свойствами, в дальнейшем в его воспитании главную роль будут выполнять не методы принуждения, а методы убеждения.
Применение метода внушения может быть рассчитано на длительное восприятие его лицом в своем сознании или на кратковременное изменение поведения, активизацию мышления. Для достижения последней цели и служит метод приказа. Этот метод может использоваться для создания внезапно действующего резкого раздражителя, для моментального изменения и снятия повышенной эмоциональности, для заторможенности при отсутствии реакции на все другие воздействия. Метод приказа применяется только при наличии достаточных оснований для применения процессуального или административного принуждения к данному лицу и является средством реализации этого принуждения в ходе общения. Метод приказа учитывает и понимание лицом, на которое этим методом воздействуют, реальной возможности применения к нему определенного наказания, санкции при невыполнении.
Мы считаем, что хотя бы кратко следует остановиться на методе примера. Сущность данного метода в педагогике заключается в том, что в процессе воспитания воспроизводятся действия, приемы, правила поведения в общении. Метод примера находит свое применение и в юридической психологии, как правило, здесь он реализуется в процессе общения. Методом примера можно передать отношение к объектам, явлениям, событиям. Такое отношение может быть передано прежде всего своими действиями, своим поведением. Отметим, что метод примера может реализоваться в нескольких вариантах: личный пример поведения, действий; сообщения о положительных действиях других лиц; дача возможности лично воспринять действие, поведение других лиц.
Страх и сон
Как мы видели на примере г-жи Х., больной страхом человек видит угрозу во всем, что что может ожидать его в будущем. Тогда «инстинкт», побуждающий проявить осторожность или отступить перед непосильной ситуацией, реагирует не на приближение той или иной конкретной беды, а вообще без разбору на все предстоящее в будущем как на опасное и г ...
Структура. Тело.
Маслоу не описывает детально роли тела в процессе самоактуализации. Он полагает, что когда физиологические потребности удовлетворяются, индивидуум освобождается для потребностей, находящихся более высоко в иерархии. Однако он пишет, что необходимо, чтобы телу отдавалось должное. Маслоу отмечает важность интенсивной стимуляции физически ...
Об истинном благополучии, или каждому случалось быть трусом
Если понимать под качеством жизни умножение не материального, а духовно-душевного благополучия, не накопительство, а развитие способностей и углубление опыта, не построение все более непроницаемой системы внешних укреплений, а умение разбираться даже в непривычных ситуациях и справляться с ними, не достижение максимально высокого ранга ...