Материалы по психологии » Методология юридической психологии » Методы психологического воздействия на личность

Методы психологического воздействия на личность
Страница 8

А.В. Дулов и А.Р. Ратинов включают внушение в психологический арсенал работников правоохранительных органов.

Под внушением подразумевается воздействие, ведущее к некритическому восприятию чужой позиции, принятию ее как своей собственной. Это внушение может быть сделано в форме приказа, строго окрика, тихого шепота, команды переданной нормальным голосом и т.д. Косвенное внушение заключается в том, что при дефиците информации процессуальный противник юриста-практика получает ее о фактах, прямо не относящихся к правонарушению. Сведения ему сообщаются так и в таком объеме, чтобы изменить первичную направленность его позиции, побудить переосмысление в содеянном, раскаяться, дать правдивые показания. В этом случае внушение опирается на использование положительных качеств личности.

Косвенное внушение совершается с помощью передачи информации, сведений о жизни правонарушителя, потерпевшего, свидетеля, создающих убеждение в полной информированности работника правоохранительных органов. Это могут быть прямые нейтральные высказывания по поводу деталей отношений правонарушителя с его соучастниками, или о его работе, увлечениях и т.п. вопросы, свидетельствующие об осведомленности работника правоохранительных органов, в частности о том, как проводил время исследуемый до и после совершения правонарушения, и т.д. Следует отметить, что внушение рассчитано на подавление, подчинение воли лица, на которое воздействуют при помощи этого метода. В то же время нельзя забывать, что имеется значительное количество разновидностей метода внушения, применяемых с учетом особенностей целей и условий воздействия. Разновидностью метода внушения является и метод приказа, являющийся средством психологического принуждения. Без принуждения невозможно, в частности, проведение работы по перевоспитанию лиц, совершивших преступление, что обеспечивает изменение установок, привычек определенного лица. Под воздействием принуждения осуществляется процесс постепенного отвыкания от вредных, отрицательных привычек и привыкания к положительным. В результате выработки привычек, навыков к труду, к дисциплине начинает формироваться новый человек с определенными свойствами, в дальнейшем в его воспитании главную роль будут выполнять не методы принуждения, а методы убеждения.

Применение метода внушения может быть рассчитано на длительное восприятие его лицом в своем сознании или на кратковременное изменение поведения, активизацию мышления. Для достижения последней цели и служит метод приказа. Этот метод может использоваться для создания внезапно действующего резкого раздражителя, для моментального изменения и снятия повышенной эмоциональности, для заторможенности при отсутствии реакции на все другие воздействия. Метод приказа применяется только при наличии достаточных оснований для применения процессуального или административного принуждения к данному лицу и является средством реализации этого принуждения в ходе общения. Метод приказа учитывает и понимание лицом, на которое этим методом воздействуют, реальной возможности применения к нему определенного наказания, санкции при невыполнении.

Мы считаем, что хотя бы кратко следует остановиться на методе примера. Сущность данного метода в педагогике заключается в том, что в процессе воспитания воспроизводятся действия, приемы, правила поведения в общении. Метод примера находит свое применение и в юридической психологии, как правило, здесь он реализуется в процессе общения. Методом примера можно передать отношение к объектам, явлениям, событиям. Такое отношение может быть передано прежде всего своими действиями, своим поведением. Отметим, что метод примера может реализоваться в нескольких вариантах: личный пример поведения, действий; сообщения о положительных действиях других лиц; дача возможности лично воспринять действие, поведение других лиц.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Целевой метод оценки
По содержанию целевой метод близок к методу оценки по результатам. Известно, что цели - предвосхищаемые результа­ты деятельности. Процесс оценки в этом случае состоит в том, чтобы определить, насколько компетентно, руководители уста­навливают цели (масштабные, но достижимые) и как хорошо работают по их достижению. Целеполагание лежит в ...

Законы и стадии развития высших психических функций
Выгодский неоднократно формулировал под разными названиями законы развития ВПФ. Наиболее часто он ограничивался одним законом, который представлен в разных редакциях и с разными названиями: "общий генетический закон культурного развития", "закон социогенеза высших форм поведения", "основной фундаментальный закон ...

Физико-математический класс
Как мы видим в физико-математическом классе в апреле 2005 г. все показатели имеют среднюю выраженность. В таблице №8 можно наглядно увидеть выраженность той или иной тенденции испытуемых. Таблица №8 Статистическое сравнение средних значений по t-критерию для связанных выборок. № пок-ля Название шкал Физико-математический к ...