Материалы по психологии » Методология юридической психологии » Методы психологического воздействия на личность

Методы психологического воздействия на личность
Страница 4

Применяется убеждение в тех случаях, когда необходимость требуемых от правонарушителя или другого лица действий может быть убедительно доказана. При этом предполагается, что правонарушитель, исходя из своих знаний, жизненного опыта, прислушивается к разъяснениям работника правоохранительных органов и осознает целенаправленность того, что ему конкретно рекомендуют. Здесь результативность убеждения зависит в значительной мере от авторитета, которым пользуется работник у правонарушителя, свидетеля или потерпевшего, благодаря своей общей культуре, глубоким профессиональным знаниям, высокой нравственности и интеллекту, такту, отмеченным и признанным противоположной стороной.

Как правило, убеждение в целях раскрытия правонарушения и в процессе судебного разбирательства осуществляется в различных формах. Прежде всего, это логическое убеждение как тщательно продуманное изложение в определенной последовательности фактов с указанием на их взаимосвязь и вытекающими из них выводами. Например, юрист указывает на необходимость раскаяния, чистосердечного признания и т.д. Эмоциональное убеждение рассчитано на пробуждение, использование в последующих мыслительных процессах убеждаемого его отношений, чувств, убеждений. Это эмоциональное убеждение дает положительные результаты в сочетание с методом передачи информации, применяется также часто параллельно с логическим убеждением, отчего эмоциональная окраска усиливает логическое воздействие и информация воспринимается убедительнее и значительно, сильнее. При наличии твердой позиции процессуального противника, убежденности его в правоте, оправдывающей правонарушение, применяется убеждение и в форме дискуссии.

Убеждение-дискуссия - это система обмена утверждениями, определенными доводами, опровержениями, которыми на данный момент располагают субъекты общения, в целях отстаивания, безусловно, своей точки зрения. Убеждение в форме дискуссии предполагает наибольшую активность убеждаемого в изложении своих возражений и контрдоводов.

Во всех случаях применение метода убеждения будет только тогда эффективным, когда оно одновременно и своевременно воздействует на все сферы психики человека: эмоциональную, интеллектуальную и волевую. Процесс убеждения всегда должен помогать человеку разобраться в сложившихся запутанных, иногда сложных, противоречивых обстоятельствах, по возможности принять правильное решение, выявить допущенные ошибки, осознать свою вину. Убеждение должно помогать формированию цели, линии поведения на будущее.

В каждом случае следует по-разному, сугубо индивидуально использовать метод убеждения при воздействии на конкретного человека. Связан с методами передачи информации и убеждения метод постановки и варьирования мыслительных задач. Воздействие осуществляется не только передачей позитивной информации, но и в виде постановки вопроса — мыслительной задачи. И здесь в постановке мыслительной задачи должны учитываться такие факты, которые создают условия для специфического метода воздействия. Его основная суть сводится к постановке определенных задач с целью направления развития мыслительных процессов лиц, на которых сотрудниками правоохранительных органов оказывается воздействие. Содержание, как указывает А.В. Дулов, достигается здесь при помощи постановки задачи, воздействия направления мыслительных процессов и оказания помощи в необходимом решении этой мыслительной задачи. Применение этого метода, в основном, связано с постановкой вопросов, от содержания и эмоциональной окраски которых зависит оценка их изучаемым нами лицом и решение им этих вопросов. У этого человека в подавляющем большинстве случаев могут возникать определенные ассоциации по поводу выясняемых обстоятельств, усиливающие мыслительную деятельность. У такого лица, скрывающего какие-либо обстоятельства, в сознании, как правило, существуют две модели: действительная и мнимая. В процессе свободного изложения обстоятельств смешения указанных нами выше моделей не происходит, однако чем действеннее и сложнее по степени воздействия на правонарушителя применяемые работником правоохранительных органов психологические методы, тем больше вероятность их смещения. Применение этого метода как раз и рассчитано на то, чтобы заставить интересующее нас лицо мысленно изменить выработанные им модели или излагать их в тончайших деталях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Методическая разработка занятий по английскому языку в подготовительной группе детского сада. Формирование понятий на занятиях по английскому языку
В настоящее время можно считать доказанным, что за кажущейся легкостью овладения языком маленькими детьми даже в естественной среде стоят сложные процессы, построенные не на имитации, а на обобщении, хотя и внутренне неосознанном. Установлено также, что ребенок овладевает вторым языком легче, чем взрослый, только при условии, если он ов ...

Описание
Цель данного практикума: · Ознакомление студентов с известными методами исследования памяти. · Выработка у студентов навыков работы с этими методами. · Иллюстрация на практике некоторых закономерностей памяти. Практикум состоит из 7 работ: 1. Механическая память 2. типы памяти 3. смысловая память 4. логическая память и механичес ...

Особенности личности больных с хроническими заболеваниями с различной степенью адаптации
Сначала рассмотрим особенности самосознания испытуемых экспериментальных групп. Группа A (высокий уровень адаптации) Результаты, полученные с помощью шкалы «Самоприятие» показали, что большинство испытуемых данной группы имеют высокий и средний уровень самоприятия (33%). У испытуемых группы A низких показателей по шкале «Самоприятие» ...