Материалы по психологии » Методология юридической психологии » Методы психологического воздействия на личность

Методы психологического воздействия на личность
Страница 5

Воздействие при этом оказывается:

1) приемами постановки вопросов;

2) направленностью мыслительных вопросов;

3) оказанием помощи в решении поставленной мыслительной задачи. Для решения этой проблемы и достижения желаемого успеха необходимо тщательно изучить особенности, а также виды вопросов и возможные варианты ответов на них, границы поведения интересующих нас лиц при их постановке.

Ставя задачи возрастающей сложности в процессе коммуникации, работник юриспруденции безусловно не может одну мысленную модель использовать, а другую якобы забыть, так как в движении постоянно находятся обе модели, и при детализации, а также логическом конструировании и понуждении интересующего нас лица (респондента) к сравнению, классификации, элементы обоих моделей всегда переплетаются, что вызывает путаницу в изложении материала, нарушает его логичность и стройность.

В жизни метод постановки и варьирования мыслительных задач состоит не только в задавании нужных нам вопросов по поводу совершенного правонарушения, перед ним, в большинстве случаев, могут быть поставлены и другие мыслительные задачи. На практике, при помощи этого метода можно реализовать и процесс вспоминания по ассоциации. Путем постановки определенной серии вопросов о развитии события достигается, в большинстве случаев, оживление временных связей и восстановление в памяти событий, различных фактов, развивавшихся параллельно основному событию, в отношении которого ставились вопросы, то есть мыслительные задачи на воспоминание.

Практические работники юриспруденции при помощи этого метода возбуждают у интересующих нас лиц процесс анализа своих поступков и действий, что, в большинстве случаев, является непременным условием для принятия определенных волевых решений, иногда изменения отношения к своему поведению, действиям и поступкам. Этого, как известно практикам, нельзя добиться передачей информации или только убеждением. Просто необходимо, чтобы активную переработку всех фактов, всех переданных доводов или суждений произвело лицо, на которое воздействуют. Эту роль и выполняет метод постановки мыслительных задач. Он находит достаточно широкое применение и при разоблачении ложных показаний. Дело в том, что у человека, дающего заведомо ложные показания, обязательно имеются две свои мысленно отработанные модели события, по поводу которого даются конкретные показания. В действительности, одна модель отражает событие в том виде, как оно имело место в действительности, а другая модель — как правило, передаваемую версию об этом событии. Безусловно, наличие этих двух моделей приводит к усложнению мыслительных действий работника правоохранительных органов после постановки ему такой задачи. Дающий при этом ложные показания стремится в наибольшем количестве деталей совмещать указанные две модели и его ложная версия в большинстве случаев становится, к сожалению, правдоподобной. В данной работе мы солидарны с М.В. Костицким в том, что в раскрытии правонарушения важна роль и метода рефлексии, под которым понимается личный самоанализ, размышление человека о собственном поведении и душевном состоянии. Указанный метод состоит в том, что любой работник правоохранительных органов мысленно ставит себя, скажем так, на место правонарушителя, или заинтересованного другого лица и, анализируя его действия, делает вывод из своих восприятий. Он старается определить характер поведения преступника или преступной группы в данной ситуации. Этот метод результативен почти всегда при наличии достаточной информации о совершенном правонарушении и личности правонарушителя.

Сущность применения рефлексивного метода заключается и в обеспечении достаточной подготовленности и своевременности действий юриста-практика прежде всего по выявлению и изобличению правонарушителя. В сложных ситуациях, когда правонарушитель заблаговременно и старательно готовится, когда правонарушитель — человек с немалыми интеллектуальными способностями, возможно, как уже указывалось, применение метода рефлексии и с его стороны. Такая ситуация определяется как применение двухсторонней, или синхронной рефлексии. Правонарушитель, рассчитывая свои действия, как правило, предвидит действия работника правоохранительных органов, как бы «думает» за него. При такой взаимной рефлексии много значит оценка юристом-практиком рефлексивных способностей противника. В одном случае работник правоохранительных органов исходит из позиции, что мы оба развиты и умны и стремится к выбору такого решения, которое гарантирует результат. В частности, переигрывая противника в отдельных ситуациях, он постепенно достигает главной цели - раскрытия правонарушения. В другом случае оценка своего противника происходит на базе принципа превосходства. При рассуждении типа «я - умный», работник правоохранительных органов исходит из того, что любая мысль, пришедшая в голову его противнику, может быть имитирована и им. При рассуждении типа «он - умный» юрист-практик исходит из того, что любая его мысль может быть имитирована противником.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Результаты исследования
В исследовании принимало участие 20 человек- учащиеся в возрасте 13 и 15 лет шк № Участники были разбиты на две группы- в первую группу входили подростки 13 лет во второю – 15 лет. Целью исследования являлось определение уровня эмоционального развития учащихся разных возрастных групп, их сравнение, а также определение степени тревожно ...

Методологические основания теории личности
Таким образом, определены исходные принципиальные позиции для построения общепсихологической теории личности. Уточним, что имеется в виду, когда она обозначается как «общепсихологическая». Речь в данном случае идет не столько о ее общей методологической и онтологической схеме (при всей ее важности), сколько о том, что данный теоретическ ...

Что такое сон
В современной науке наиболее широкое признание получило учение о сне, разработанное И.П.Павловым и его последователями. Эксперименты показали, что и потребность во сне, и его физиология определяются, прежде всего, высшим отделом нервной системы – корой больших полушарий головного мозга, которая «держит в своём ведении все процессы, прои ...