Основные теории изучение мышления
Страница 1

Мышление - это высший познавательный процесс. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея (понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях) - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно - исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расши­ряет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информа­ции делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, ко­торые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познаватель­ных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

Психология выделяет следующие виды мышления:

Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсужда­ет и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое поня­тийное мышление характерно для научных теоретических иссле­дований.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или твор­чески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы чело­век в результате манипулирования ими смог непосредственно усмот­реть решение интересующей его задачи.

Отличительная особенность следующего вида мышления - наг­лядно-образного - состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окру­жающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковре­менной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоре­тического образного мышления извлекаются из долговременной па­мяти и затем преобразуются).

Последний из видов мышления - это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразова­тельную деятельность, осуществляемую человеком с реальными пред­метами. Основным условием решения задачи в данном случае явля­ются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

Страницы: 1 2 3


Характеристика основных психологических проблем повышения эффективности профессионализма
Каждой определенной профессиональной группе присущ свой смысл деятельности, своя система ценностей, определяемые, прежде всего, направленностью деятельности на ее объект. Проблемы повышения эффективности профессиональной деятельности актуальны для любого времени и любой социально-экономической формации, в кризисный период значимость их ...

Методика оценки отношений родителей к ребёнку и жизни в семье (PARI)
Цель: изучение отношения родителей к разным сторонам семейной жизни. При обработке результатов мы учитывали ответы родителей, касающиеся непосредственно детско-родительских отношений. Были сделаны следующие выводы: 1.Высокий эмоциональный контакт между родителями и детьми у 44,5% семей (Андрей З., Марк Б., Настя С., Варя А., Маша С., ...

Объясните отличие обучения от воспитания.
Как уже было отмечено выше, эти два процесса имеют различные задачи и потому, пересекаясь, друг с другом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально отличаются друг от друга методами и формами организации. В современной науке под воспитанием как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколени ...