Социально-психологические факторы конфликтных
взаимоотношений супруговСтраница 5
Важнейший аспект семейных связей составляют личностно-смысловые отношения, предполагающие ориентировку в мотивах и личностных смыслах другого человека. Этот пласт отношений проявляется в установках на совместную деятельность ради этого человека, во имя общего благополучия семьи. Признаком наличия благоприятных личностно-смысловых отношений в семье является полное взаимопонимание супругов, выражающееся во взаимной готовности и умении сочувствовать и сопереживать, видеть настроение друг друга, понимать, что любит и чего не любит, что хочет и чего не хочет супруг или супруга.
Когда молодые люди вступают в брак, то у них, в принципе, существуют одинаковые общечеловеческие ценности. Примерно одинаковыми будут и их групповые ценности, если они принадлежат к одной и той же социальной группе. Однако, как отмечает В. А Сысенко, это еще не означает, что их представления и взгляды совпадают, так как индивидуальные особенности, жизненный опыт каждого неизбежно дают такие вариации, которые бывают весьма далеки друг от друга [37,c.127].
Каждый из супругов к моменту вступления в брак имеет сложившиеся потребности, которые не могут быть идентичными у обоих брачных партнеров. Нередко эти потребности оказываются противоречивыми. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умение считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.
Одним из важнейших психологических механизмов налаживания личностно - смысловых взаимоотношений является механизм идентификации – способность встать на позицию другого человека, приводящая к взаимному согласованию оценок и взглядов на мир, рождающая основу взаимопонимания. Расхождение в индивидуальных системах ценностных ориентациях супругов является главной преградой интеграции семьи, ее полноценного функционирования. Острые конфликты, возникающие на этой почве, делают невозможным нормальное внутрисемейное общение и создают опасность для существования семьи.
Система ценностных ориентаций не является постоянной в течении всего жизненного цикла семьи. Общесемейные ценности не всегда включают в себя ценностные ориентации каждого ее члена. Диапазон ценностных ориентаций отдельных лиц может быть шире или уже чем общесемейный. Чем более широкий объем индивидуальных ценностей супругов, тем больше у них возможности для взаимопонимания, то есть единства [30,c.77].
Система ценностей дает возможность решить, что для человека более значимо и важно в семейной жизни. Такими ценностями могут быть: дети, их здоровье и благополучие; любовь, ласка, нежность со стороны партнера; материальное благополучие – высокая материальная обеспеченность, хорошие жилищные условия; профессиональный успех и карьера и др.
Ценностные ориентации современных супругов сильно изменились по сравнению с прошлым. Если век назад в брачных взаимоотношениях присутствовали понятия морали, идеи социального равенства, долга, жертвенности, то сегодняшние семьи поднимают на щит справедливое распределение меры участия в хозяйственно-бытовых и воспитательных хлопотах, исполнение супружеского долга и неудовлетворенность в сфере сексуальности, высокая материальная обеспеченность, возможность профессионального и карьерного роста.
Условия образования условных рефлексов
В процессе работы И.П. Павлов открыл и сформулировал ряд условий, необходимых для образования условных рефлексов:
1. Условный и безусловный раздражители должны совпадать во времени. Например, если звук звонка или загорание лампочки соединить с кормлением, то эти, ранее безразличные раздражители через несколько сочетаний начинают вызыва ...
Эмоции как особый класс психических процессов. Общая характеристика эмоций
В настоящее время большинство психологов считают, что эмоции – это не простой феномен. И поэтому существуют множество подходов к определению «эмоции».Одни исследователи рассматривают эмоции как кратковременные явления. Другие же убеждены, что люди постоянно находятся под влиянием той или иной эмоции. Одни ученые считают, что эмоции разр ...
Теоретические основы изучения
особенностей подростка, его самооценки, факторов, влияющих на самооценку и
уровня притязаний. Психологические особенности подросткового возраста:
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от дет ...