Материалы по психологии » Влияние профессиональной деятельности супругов на конфликтность в семье » Социально-психологические факторы конфликтных взаимоотношений супругов

Социально-психологические факторы конфликтных взаимоотношений супругов
Страница 5

Важнейший аспект семейных связей составляют личностно-смысловые отношения, предполагающие ориентировку в мотивах и личностных смыслах другого человека. Этот пласт отношений проявляется в установках на совместную деятельность ради этого человека, во имя общего благополучия семьи. Признаком наличия благоприятных личностно-смысловых отношений в семье является полное взаимопонимание супругов, выражающееся во взаимной готовности и умении сочувствовать и сопереживать, видеть настроение друг друга, понимать, что любит и чего не любит, что хочет и чего не хочет супруг или супруга.

Когда молодые люди вступают в брак, то у них, в принципе, существуют одинаковые общечеловеческие ценности. Примерно одинаковыми будут и их групповые ценности, если они принадлежат к одной и той же социальной группе. Однако, как отмечает В. А Сысенко, это еще не означает, что их представления и взгляды совпадают, так как индивидуальные особенности, жизненный опыт каждого неизбежно дают такие вариации, которые бывают весьма далеки друг от друга [37,c.127].

Каждый из супругов к моменту вступления в брак имеет сложившиеся потребности, которые не могут быть идентичными у обоих брачных партнеров. Нередко эти потребности оказываются противоречивыми. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умение считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Одним из важнейших психологических механизмов налаживания личностно - смысловых взаимоотношений является механизм идентификации – способность встать на позицию другого человека, приводящая к взаимному согласованию оценок и взглядов на мир, рождающая основу взаимопонимания. Расхождение в индивидуальных системах ценностных ориентациях супругов является главной преградой интеграции семьи, ее полноценного функционирования. Острые конфликты, возникающие на этой почве, делают невозможным нормальное внутрисемейное общение и создают опасность для существования семьи.

Система ценностных ориентаций не является постоянной в течении всего жизненного цикла семьи. Общесемейные ценности не всегда включают в себя ценностные ориентации каждого ее члена. Диапазон ценностных ориентаций отдельных лиц может быть шире или уже чем общесемейный. Чем более широкий объем индивидуальных ценностей супругов, тем больше у них возможности для взаимопонимания, то есть единства [30,c.77].

Система ценностей дает возможность решить, что для человека более значимо и важно в семейной жизни. Такими ценностями могут быть: дети, их здоровье и благополучие; любовь, ласка, нежность со стороны партнера; материальное благополучие – высокая материальная обеспеченность, хорошие жилищные условия; профессиональный успех и карьера и др.

Ценностные ориентации современных супругов сильно изменились по сравнению с прошлым. Если век назад в брачных взаимоотношениях присутствовали понятия морали, идеи социального равенства, долга, жертвенности, то сегодняшние семьи поднимают на щит справедливое распределение меры участия в хозяйственно-бытовых и воспитательных хлопотах, исполнение супружеского долга и неудовлетворенность в сфере сексуальности, высокая материальная обеспеченность, возможность профессионального и карьерного роста.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Постановка проблемы исследования
Мы будем придерживаться подхода В.И. Слободчикова и Е.И Исаева [91] которые считают категорию рефлексии исходной в анализе пробле­мы сознания. В сфере индивидуального сознания рефлексия выступает кардинальным способом разрешения центрального противоречия «сознания вообще» - противоречия между наивным «полностью арефлексивным) и трансцен ...

Субъективно переживаемый возраст (психологический возраст) и самоосознание
Время всегда казалось человеку (в частности, европейскому) гораздо более загадочным, чем пространство, и об этом уже свидетельствуют древнейшие пласты мифологии. В зависимости же от открытого и ведомого временем счета приобретений и потерь отдельной личности и человеческого рода оно удостаивалось самых различных «почестей», включая и бл ...

Индивидуально-психологические особенности школьников. Индивидуально-психологические особенности школьников (характер, акцентуация, темперамент).
Люди различаются между собой не только характером, акцентуированными чертами и темпераментом. Даже не проявляя, черт, выделяющих личность на фоне среднего уровня, люди все же несходны между собой. Имеются в виду те особенности, которые придают человеку как таковому индивидуальные черты. Людей отличают друг от друга не только врожденные ...