Материалы по психологии » Влияние профессиональной деятельности супругов на конфликтность в семье » Социально-психологические факторы конфликтных взаимоотношений супругов

Социально-психологические факторы конфликтных взаимоотношений супругов
Страница 6

Расхождения в системах ценностных ориентаций супругов могут служить почвой для многих семейных конфликтов, в частности таких как, конфликт семейных ролей, борьба за лидерство в семье, конфликт как способ снятия напряженности, конфликт как защита своего «Я».

Ю.А. Алешина, которая немало своих исследований посвятила изучению семейных конфликтов, приводит следующую структуру основных супружеских проблем, каждый пункт из которых включает множество более частных случаев и типов ситуаций.

1. Различного рода конфликты, взаимное недовольство, связанное с распределением супружеских обязанностей.

2. Конфликты, проблемы, недовольство супругов, связанные с различием во взглядах на семейную жизнь и межличностные отношения.

3. Сексуальные проблемы, недовольство одного супруга другим в этой сфере, взаимное неумение наладить нормальные сексуальные отношения.

4. Сложности и конфликты во взаимоотношениях супружеской пары с родителями одного или обоих супругов.

5. Болезнь одного из супругов, проблемы и трудности, вызванные необходимостью адаптации семьи к заболеванию, негативным отношением к себе и окружающим самого больного или членов семьи.

6. Проблемы власти и влияния в супружеских взаимоотношениях.

7. Отсутствие тепла во взаимоотношениях супругов, дефицит близости и доверия, проблема общения [2, с.42].

Особенности семейных конфликтов проявляются в их динамике, а также в формах протекания. В целом динамика супружеских конфликтов характеризуется классическими этапами (возникновение конфликтной ситуации, открытое противоборство, его развитие, разрешение конфликта и эмоциональное переживание конфликта) [12,c.107]. Такие конфликты отличаются повышенной эмоциональностью, скоростью протекания каждого из этапов, формами противоборства (упреки, оскорбления, ссоры, семейные скандалы, нарушение общения и т.д.), а так же способами их разрешения (примирение, достижение согласия, притирка отношений на основе взаимных уступок, развод и др.).

Возникновение конфликтов, как отмечает В. Валерстайн, связано со стремлением людей удовлетворить те или иные свои потребности или создать условия для их удовлетворения без учета интересов другого супруга или членов семьи [8,c.15].

Семейные конфликты могут быть легко разрешимыми и трудноразрешимыми. Во-первых, причину можно легко установить и устранить. Трудноразрешимые конфликты даже при выявлении причины нелегко ликвидировать, поэтому отношения между супругами остаются напряженными. Однако причину, испортившую отношение, нужно постараться устранить как можно скорее.

Конфликт может зарождаться и протекать на уровне взаимоотношений супругов, не реализуясь определенное время в их поведении (стадия скрытого конфликта). Например, негативные межличностные отношения между супругами (недоверие, безразличие, недовольство и др.) могут некоторое время не находить отражения в их общении как совокупности наблюдаемых актов поведения. Обострение во взаимоотношениях супругов приводит к тому, что конфликт охватывает и сферу их общения, проявляясь в различных формах конфликтного поведения (вербального и невербального). Переход конфликта на поведенческий уровень является свидетельством его обострения и перерастания из скрытой стадии в открытую стадию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Особенности эмоциональной сферы испытуемых экспериментальных групп
Группа A (высокий уровень адаптации) При изучении эмоциональной сферы с помощью шкалы «Эмоциональный комфорт» было выявлено, что у большинства испытуемых данной группы высокий (58%) и средний (42%) уровень эмоционального комфорта. Что говорит о том, что люди группы A уравновешены, спокойны, оптимистичны. При изучении страхов было выя ...

Экспериментальное изучение характеристик рефлексии в учебной деятельности студентов ВУЗа. Задачи, методики и результаты эксперимента
Конкретизируя выдвинутую гипотезу, мы ставим целью экспериментального исследования изучение свойства рефлексивности в его со­отношении с уже выделенными общими способностями: интеллек­том, обучаемостью и креативностью, а также с их более частными проявлениями. В соответствии с поставленной задачей были отобра­ны методики, диагностирующи ...

Игровая деятельность как средство социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
Игровые технологии используются в обучении с незапамятных времен. В настоящее время они широко используются лишь в сфере начального образования, средняя и высшая школа обращаются к ним очень редко. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность детей. ...