Материалы по психологии » Влияние профессиональной деятельности супругов на конфликтность в семье » Социально-психологические факторы конфликтных взаимоотношений супругов

Социально-психологические факторы конфликтных взаимоотношений супругов
Страница 6

Расхождения в системах ценностных ориентаций супругов могут служить почвой для многих семейных конфликтов, в частности таких как, конфликт семейных ролей, борьба за лидерство в семье, конфликт как способ снятия напряженности, конфликт как защита своего «Я».

Ю.А. Алешина, которая немало своих исследований посвятила изучению семейных конфликтов, приводит следующую структуру основных супружеских проблем, каждый пункт из которых включает множество более частных случаев и типов ситуаций.

1. Различного рода конфликты, взаимное недовольство, связанное с распределением супружеских обязанностей.

2. Конфликты, проблемы, недовольство супругов, связанные с различием во взглядах на семейную жизнь и межличностные отношения.

3. Сексуальные проблемы, недовольство одного супруга другим в этой сфере, взаимное неумение наладить нормальные сексуальные отношения.

4. Сложности и конфликты во взаимоотношениях супружеской пары с родителями одного или обоих супругов.

5. Болезнь одного из супругов, проблемы и трудности, вызванные необходимостью адаптации семьи к заболеванию, негативным отношением к себе и окружающим самого больного или членов семьи.

6. Проблемы власти и влияния в супружеских взаимоотношениях.

7. Отсутствие тепла во взаимоотношениях супругов, дефицит близости и доверия, проблема общения [2, с.42].

Особенности семейных конфликтов проявляются в их динамике, а также в формах протекания. В целом динамика супружеских конфликтов характеризуется классическими этапами (возникновение конфликтной ситуации, открытое противоборство, его развитие, разрешение конфликта и эмоциональное переживание конфликта) [12,c.107]. Такие конфликты отличаются повышенной эмоциональностью, скоростью протекания каждого из этапов, формами противоборства (упреки, оскорбления, ссоры, семейные скандалы, нарушение общения и т.д.), а так же способами их разрешения (примирение, достижение согласия, притирка отношений на основе взаимных уступок, развод и др.).

Возникновение конфликтов, как отмечает В. Валерстайн, связано со стремлением людей удовлетворить те или иные свои потребности или создать условия для их удовлетворения без учета интересов другого супруга или членов семьи [8,c.15].

Семейные конфликты могут быть легко разрешимыми и трудноразрешимыми. Во-первых, причину можно легко установить и устранить. Трудноразрешимые конфликты даже при выявлении причины нелегко ликвидировать, поэтому отношения между супругами остаются напряженными. Однако причину, испортившую отношение, нужно постараться устранить как можно скорее.

Конфликт может зарождаться и протекать на уровне взаимоотношений супругов, не реализуясь определенное время в их поведении (стадия скрытого конфликта). Например, негативные межличностные отношения между супругами (недоверие, безразличие, недовольство и др.) могут некоторое время не находить отражения в их общении как совокупности наблюдаемых актов поведения. Обострение во взаимоотношениях супругов приводит к тому, что конфликт охватывает и сферу их общения, проявляясь в различных формах конфликтного поведения (вербального и невербального). Переход конфликта на поведенческий уровень является свидетельством его обострения и перерастания из скрытой стадии в открытую стадию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Факторы, влияющие на развитие одаренности
Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности, так как и уровень, и индивидуальное своеобразие деятельности ребенка определяется прежде всего его личностью. Понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно в случаях так называемой скрытой одаренности, не проявляющейся до определенного ...

Теоретические источники стилевого подхода в изучении интеллектуальной деятельности
Гештальт-психологическая традиция (теория психологической дифференциации Г. Уиткина) В работах Г. Уиткина понятие когнитивного стиля формировалось в рамках гештальт-психологических представлений о поле и поведении в поле. По отношению к разным людям фактор влияния поля (предметного и социального окружения) обнаруживает себя в разной ме ...

Проблема эмоционального развития в подростковом возрасте. Эмоции: понятие, функции и значимость в развитии личности
В современной психологии предлагается множество самых разнообразных определений понятия «эмоции». Эмоциями как правило называют такие явления душевной жизни, которые выражаются в переживании человеком своего отношения к окружающей действительности. В переводе с латинского языка emotio- означает «волную», «потрясаю». Наряду с ними выделя ...