Материалы по психологии » Влияние профессиональной деятельности супругов на конфликтность в семье » Социально-психологические факторы конфликтных взаимоотношений супругов

Социально-психологические факторы конфликтных взаимоотношений супругов
Страница 2

Отличительной чертой негармоничной, неудачной, несчастливой семьи считаются признаки отсутствия взаимопонимания в семье: ссоры, споры, разногласия и нарушенные коммуникации.

Представители отечественной психологии дали нездоровой семье следующие определения:

Неблагополучные брачные союзы разделяют на конфликтные, кризисные, проблемные.

Конфликтными супружескими союзами мы называем такие, в которых между супругами имеются постоянные сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Однако брачный союз может длительно сохраняться благодаря другим факторам, укрепляющим брак, а также благодаря взаимным уступкам и компромиссным решениям [15,c.453].

Кризисными супружескими союзами можно назвать такие, где противостояние интересов и потребностей супругов носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи. В подобных брачных союзах супруги занимают непримиримые, и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. К кризисным брачным союзам можно отнести все те, которые или распадаются, или находятся на грани распада [15,c.455].

Проблемными супружескими союзами можно назвать такие, перед которыми возникли особо трудные жизненные ситуации, способные нанести ощутимый удар стабильности данного брака (например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других чрезвычайных жизненных обстоятельств).

Как известно, брак заключается для взаимного удовлетворения самых разнообразных потребностей. Частично и полное неудовлетворение тех или иных потребностей одного или обоих супругов ведет к ссорам, а затем и «к хроническим конфликтам, разрушая устойчивость брака. Конфликты на почве неудовлетворенных потребностей и легли в основу предлагаемой нами классификации.

Конфликты, размолвки, возникающие на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «Я», нарушение чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительное, неуважительное отношение. Обиды, оскорбления, необоснованная критика.

Конфликты, размолвки, психические напряжения на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов.

Психические напряжения, депрессии, конфликты, ссоры, имеющие своим источником неудовлетворенность потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях, отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания психологическое отчуждение супругов [16,c.213].

Конфликты, ссоры, размолвки на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм, и, другим гипертрофированным потребностям, приводящим к неэкономным и неэффективным, а порой и бесполезным затратам денежных средств семьи.

Финансовые разногласия, возникающие на основе преувеличенных потребностей одного из супругов. Вопросы взаимного бюджета, содержания семьи, вклада каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Корреляционный анализ данных психодиагностического обследования 1-й группы
Как видно из таблицы 4 достоверно значимой является корреляционная связь (р < 0,05) данных по шкале «невротичность» личностного опросника FPI и данных по шкале «воображение» опросника личностной креативности Е.Е. Туник. Таким образом, баскетболисты при более высоком уровне тревожности склонны замечать необычное в обыденном, к мечтат ...

Эмоциональная неуравновешенность
Дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огор­чить или обидеть, так как они почти совсем еще не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который ката­ется по полу от ...

Индивидуальные способы категоризации (теория когнитивного темпа Дж. Кагана)
Первоначально Дж. Каган изучал индивидуальные различия в процессах категоризации объектов с помощью двух методических процедур. Так, детям предъявлялись изображения трех хорошо знакомых предметов, из которых надо было отобрать два, сходных между собой. Кроме того, использовалась методика сортировки изображений людей. Изучение оснований ...