Память и внимание и их роль в познавательных процессах
Страница 5

· оно не имеет собственного содержания и всегда существует как проявление функционирования других психических процессов;

· оно не имеет собственного результата и содействует эффективному протеканию других психических процессов.

Внимание характеризуется различными качественными проявлениями, которые принято называть свойствами внимания. Между этими свойствами существует определенная взаимосвязь, в результате чего внимание приобретает достаточно сложную функциональную структуру.

Все свойства внимания делят на первичные и вторичные. К первичным свойствам относят объем и устойчивость внимания, ко вторичным - переключаемость и распределение внимания.

Объем внимания определяется количеством одновременно (в пределах 0,1 сек.) отчетливо воспринимаемых объектов. У взрослого человека объем внимания равен в среднем 5-7 элементам. Объем внимания зависит от особенностей воспринимаемого материала, а также от умения субъекта группировать, систематизировать материал, устанавливать в нем логические связи. С возрастом по мере развития таких умений объем внимания расширяется.

Устойчивость внимания определяется длительностью его концентрации на конкретном объекте. Устойчивость - временная характеристика внимания. Ее показателем является высокая продуктивность деятельности в течение длительного времени.

Устойчивость внимания зависит от особенностей объекта внимания, например, таких, как изменчивость, подвижность, возможность совершения с ним действия, соответствия организации объекта оптимальному уровню сложности и др. Наряду с этим, устойчивость внимания определяется наличием у человека интереса к данному объекту, осознанием им значимости данного объекта в плане реализации целей деятельности. Конкретным выражением такого интереса являются различные формы проявления активности человека. Так, его внешняя активность может обнаруживать себя в практических действиях с объектами внимания, а внутренняя активность - в решении разнообразных мыслительных и перцептивных задач, связанных с целями деятельности.

Устойчивость связана с такими динамическими характеристиками функционирования внимания, какими являются колебания (флуктуации) внимания. Под колебаниями понимается периодическое кратковременное непроизвольное его усиление или ослабление, Согласно современным данным, спонтанные колебания можно рассматривать как результат колебательного процесса, обусловленный самона­стройкой сенсорных систем в процессе саморегулирования их "пропускной" способности. Колебания внимания происходят в микроинтервалах времени (2 3 сек.).

Однако изменения устойчивости внимания могут быть зафиксированы и в более длительных временных интервалах. Так, можно выделить стадии сосредоточения внимания при выполнении длительной работы: первоначальное вхождение в работу связано с трудностью сосредоточения и недостаточной устойчивостью внимания; пик работоспособности сопряжен с максимальным сосредоточением внимания; нарастающее утомление приводит к снижению сосредоточенности. Эти динамические особенности функционирования внимания важно учитывать при организации деятельности.

Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


К вопросу о причине и вине
Мы боимся страха, теперь это вполне ясно. И потому нас не очень тянет связываться с ним без нужды. Когда же он настигает нас, мы обороняемся изо всех сил. Вот почему мы на удивление мало знаем о причинах одного из важнейших, постоянно повторяющихся явлений нашей биографии и мира переживаний. Так вырисовывается существенный аспект страха ...

Вариант №1.
1. Изучив учебную и справочную литературу, заполните таблицу, указав, какие ученые и какой вклад внесли в развитие возрастной психологии на разных этапах. Ф.И.О. ученого Вклад в развитие науки 1) В. Прейер 2) В. Вундт 3) С. Холл 1. В книге «Душа ребенка» (1882) представил результаты своих ежедневных систематических набл ...

Учение А.Н. Леонтьева
Основные теоретические положения учения А.Н. Леонтьева: · психология – это конкретная наука о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредует жизнь индивидов; · объективным критерием психики является способность живых организмов реагировать на абиотические (или биологически нейтральные) в ...