Память и внимание и их роль в познавательных процессах
Страница 5

· оно не имеет собственного содержания и всегда существует как проявление функционирования других психических процессов;

· оно не имеет собственного результата и содействует эффективному протеканию других психических процессов.

Внимание характеризуется различными качественными проявлениями, которые принято называть свойствами внимания. Между этими свойствами существует определенная взаимосвязь, в результате чего внимание приобретает достаточно сложную функциональную структуру.

Все свойства внимания делят на первичные и вторичные. К первичным свойствам относят объем и устойчивость внимания, ко вторичным - переключаемость и распределение внимания.

Объем внимания определяется количеством одновременно (в пределах 0,1 сек.) отчетливо воспринимаемых объектов. У взрослого человека объем внимания равен в среднем 5-7 элементам. Объем внимания зависит от особенностей воспринимаемого материала, а также от умения субъекта группировать, систематизировать материал, устанавливать в нем логические связи. С возрастом по мере развития таких умений объем внимания расширяется.

Устойчивость внимания определяется длительностью его концентрации на конкретном объекте. Устойчивость - временная характеристика внимания. Ее показателем является высокая продуктивность деятельности в течение длительного времени.

Устойчивость внимания зависит от особенностей объекта внимания, например, таких, как изменчивость, подвижность, возможность совершения с ним действия, соответствия организации объекта оптимальному уровню сложности и др. Наряду с этим, устойчивость внимания определяется наличием у человека интереса к данному объекту, осознанием им значимости данного объекта в плане реализации целей деятельности. Конкретным выражением такого интереса являются различные формы проявления активности человека. Так, его внешняя активность может обнаруживать себя в практических действиях с объектами внимания, а внутренняя активность - в решении разнообразных мыслительных и перцептивных задач, связанных с целями деятельности.

Устойчивость связана с такими динамическими характеристиками функционирования внимания, какими являются колебания (флуктуации) внимания. Под колебаниями понимается периодическое кратковременное непроизвольное его усиление или ослабление, Согласно современным данным, спонтанные колебания можно рассматривать как результат колебательного процесса, обусловленный самона­стройкой сенсорных систем в процессе саморегулирования их "пропускной" способности. Колебания внимания происходят в микроинтервалах времени (2 3 сек.).

Однако изменения устойчивости внимания могут быть зафиксированы и в более длительных временных интервалах. Так, можно выделить стадии сосредоточения внимания при выполнении длительной работы: первоначальное вхождение в работу связано с трудностью сосредоточения и недостаточной устойчивостью внимания; пик работоспособности сопряжен с максимальным сосредоточением внимания; нарастающее утомление приводит к снижению сосредоточенности. Эти динамические особенности функционирования внимания важно учитывать при организации деятельности.

Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Половое развитие девочек
До пубертатного периода форма тела мальчиков и девочек почти не отличается. Первым признаком полового созревания девочек восьми-девяти лет является ускорение развития таза – увеличение его размера и округление. Почти одновременно начинается развитие молочных желез и увеличение размера и веса яичников. Через некоторое время начинается по ...

Резюме
В связи с вопросом из гл. I о том, так ли уж плох страх, мы, с одной стороны, прояснили, как ущемляет человека «отказ» естественной «системы» страха, с другой же стороны, на примере «робких» людей показали высокую социальную ценность определенных форм боязливости. И вновь подчеркнули такое почти упущенное наукой явление, как преобразова ...

Работа № 6. Исследование процессов ретро- и проактивного торможения следов памяти
Задача исследования: Исследование некоторых закономерностей ретро- и проактивного торможения в зависимости от степени сходства заучиваемых смежно материалов. Иллюстрация роли осмысленности материала, её влияние на время выучивания. Ход выполнение задания. Работа выполняется отдельно с каждым испытуемым. Материал, подлежащий заучивани ...